![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/10/открытие.jpg)
Первая секция Международной научной конференции «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ И ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ» открылась серией докладов на тему «ДИСКУРС СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: PRO ET CONTRA».
Спикеры из разных городов России подошли к обсуждению этой проблематики с разных сторон. Кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории Елена Владимировна Ровенко рассказала о концепции La longue durée Фернана Броделя и новейшей искусствоведческой методологии. Основана эта методология на психологических составляющих музыкальной науки. Одна из важных тем, затронутых в докладе Елены Владимировны, – связь музыки как временного искусства с событиями мировой истории.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/10/ровенко-1024x683.jpg)
Выступление Константина Анатольевича Жабинского, представлявшего Ростовскую консерваторию им. Рахманинова, было посвящено творческому наследию Р. Воана-Уильямса в музыкальном мире выдающегося филолога, культуролога и искусствоведа А. В. Михайлова. В частности, рассматривался один из «вечных» вопросов искусствознания – взаимосвязь музыки и слова.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/10/жабинский-1024x683.jpg)
Татьяна Борисовна Сиднева (доктор культурологии, профессор, проректор по научной работе Нижегородской консерватории) представила доклад на тему: «Межпарадигмальность как состояние современной музыкальной культуры». Итогом ее рассуждений стала мысль о том, что «смешение парадигм есть неизбежная часть научной революции, необходимая для создания чего-то нового».
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/10/сиднева1-1024x683.jpg)
Доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Беларусь Иван Иванович Антонович раскрыл связь искусства и стремления к знаниям в своём докладе «Развлечение (entertainment) как критерий успеха культурного творчества общества эпохи постмодерна».
Следующее выступление конференции состоялось в онлайн режиме.
Из Петербурга на связь вышел Александр Сергеевич Клюев, доктор философских наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. Герцена. Тема его доклада «Игра в музыку: доколе?» взбудоражила слушателей. Александру Сергеевичу удалось затронуть больной для многих музыковедов вопрос: можно ли считать искусством творчество современных композиторов? Сейчас всё большую популярность приобретают весьма далекие от академизма произведения, являющиеся по своей сути «игрой в музыку». Однако докладчик успокоил слушателей, заявив о том, что «хорошую музыку» продолжают писать. Вот только современное общество об этом плохо информировано.
С этого момента конференция взяла курс на современность. Юлия Всеволодовна Михеева (доктор искусствоведения, заведующая отделом междисциплинарных исследований киноискусства НИИ киноискусства ВГИКа) представила доклад на тему «Мультикультурализм и транскультурализм как тенденции современной киномузыки».
Следующее выступление – «Джазинг эры свинга: pro et contra» – было посвящено вопросу взаимоотношений джазовой и академической музыки. Кандидат искусствоведения, доцент РАМ им. Гнесиных Инга Александровна Преснякова рассказала целую историю о джазинге классических произведений в прошлом столетии. Доклад иллюстрировался джазовыми обработками золотого фонда классики, которые вызывали улыбки на лицах слушателей.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/10/преснякова-1024x683.jpg)
Завершением первого дня конференции стало выступление кандидата искусствоведения, доцента, и. о. проректора по научной работе Новосибирской консерватории Юлии Владимировны Антиповой. В ее докладе «Феномен фриковости на российской эстраде: к изучению проблемы» удачно сочетались развлекательность и познавательность. Юлия Владимировна рассказала о том, как маргинальная музыка со временем становилась основой шоу бизнеса и на примерах российских звёзд объяснила, почему так произошло.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/10/антипова-1024x683.jpg)
В итоге за несколько часов интеллектуального марафона перед участниками и слушателями конференции предстала целая панорама тенденций современного музыкального искусства. Однозначно ответить на вопрос, в какую сторону оно сейчас движется, сложно. Ясно одно: музыкальная культура эволюционирует в вместе с обществом, отвечая на его запросы. А что будет с ними – покажет время.
Фото: Дарья Кинякина