Тет-а-тет

Андрей Горецкий: «СНТО – не тоталитарная секта»

Председатель студенческого научно-творческого общества РАМ имени Гнесиных (СНТО) Андрей Горецкий – о том, какие проекты готовит сегодня СНТО, почему участники студенческого общества иногда чувствуют себя апологетами новой музыки и как научиться решать задачи по гармонии.

22 сентября состоялось первое собрание СНТО в новом учебном году. Обозначь его ключевые моменты и итоги.

Я был приятно удивлен тем, что на собрании присутствовали не только учащиеся нашего факультета, но также и преподаватель кафедры истории музыки, директор Мемориального музея Е. Ф. Гнесиной Андрей Александрович Гапонов и председатель Студсовета РАМ имени Гнесиных Андрей Сирик, студент 3 курса кафедры хорового дирижирования. На встречу пришли как студенты старших курсов, магистранты и аспиранты, так и первокурсники, очень интересные и инициативные. Первый курс меня в хорошем смысле поразил своей необузданной энергией и стремлением к активной деятельности.

На собрании мы обсудили свои планы, а также объявили о планах СНТО Московской консерватории. Хотя консерваторцы всегда принимали участие и в «Игре в бисер», и в «Gnesin Contemporary Music Week» (добрая часть участников этого проекта – из МГК), серьезных творческих связей с СНТО консерватории, насколько я знаю, не было. Мы впервые пришли к такому тесному сотрудничеству, и это замечательная практика, которую будем развивать.

Сотрудничаете ли вы с СНТО других творческих вузов, в том числе, из других городов?

Мы это прорабатываем, однако сейчас для нас очень важно наладить внутреннее взаимодействие. СНТО – это как жемчужина. Сначала появилась песчинка, а вокруг нее начал нарастать перламутр. Я надеюсь, что эта перламутровая песчинка сначала достигнет всех курсов ИТК, потом перламутр начнет затрагивать и студентов других факультетов. Например, пианистов, которых мы агитировали участвовать в некоторых наших проектах и при этом чувствовали себя апологетами новой музыки, вербовавших себе сторонников.

Пианисты шли неохотно?

Мы работаем над этим (смеется). Думаю, в будущем наши методы убеждения станут еще лучше. Но, конечно, гипноз применять не будем. СНТО – не тоталитарная секта, это добровольное студенческое объединение.

Какие главные цели и задачи ставит перед собой сегодня СНТО?

Основная цель – поднятие научного и творческого престижа Академии. Среди задач – содействие проведению научных и творческих мероприятий, организованных на базе ИТК факультета; продолжать работать над нашими постоянными проектами – это, например, «Игра в бисер».

Знаю, что в составе СНТО есть студенты кафедры музыкальной журналистики. Планируете ли вы взаимодействовать с нашей газетой «Без фальши»?

Конечно. Тут я хочу поблагодарить нынешнего главного редактора газеты «Без фальши» Владиславу Власову, студентку 3 курса. Она «вытребовала» от меня список мероприятий на это и следующее учебное полугодие, и теперь, я думаю, каждое наше событие будет освещаться в этом издании.

Работа над какими проектами сейчас в приоритете?

Очень надеюсь, что к концу этого семестра нам удастся запустить проект под названием «Гении и их тени». Его идея в том, чтобы рассказать немного о фигуре композитора-гения и, главное, описать авторов, оказавшихся в его тени – рассказать о тех, кого, порой незаслуженно, часто причисляют к композиторам второго ряда. Допустим, в качестве примера, в рамках барокко это могут быть Иоганн Себастьян Бах и Ян Дисмас Зеленка, в эпоху романтизма – Франц Шуберт и Франц Лахнер и т.д.

Пока что мы планируем проводить проект «Гении и их тени» как постоянно действующий семинар, однако думаю, что с течением времени он может обогатиться еще и концертами – живой музыкой.

Как пришла идея создания такого проекта?

Эта очень необычная мысль долго вызревала в недрах СНТО с подачи Ирины Петровны Сусидко, заведующей кафедрой аналитического музыкознания. Вместе с ней и музыковедами четвертого курса мы долго разрабатывали эту идею, затем в результате мозгового штурма родились название и форма проекта. Мы надеемся, что сможем привлечь к участию в нем студентов других творческих вузов, в частности, МГК.

Планируете ли вы вносить коррективы в проекты в связи эпидемиологической ситуацией в стране и в мире?

Разработки, безусловно, имеются. «Неделя современной музыки» в этот раз прошла в экстремальных условиях: репетиции проводились с соблюдением необходимой социальной дистанции, обязательным использованием масок и, по возможности, перчаток.

«Игру в бисер» не собираетесь переводить в онлайн?

Слабо могу представить существование такой игры в онлайн-формате, ведь живое общение, сравнимое с мозговым штурмом – это то, на чем строится вся игра. Но если ситуация будет очень сложной, думаю, что опубликовать вопросы и провести хотя бы блиц-раунд нам все-таки удастся.

На собрании было сказано об еще одном очень интересном проекте – переиздании сборников пособий по теории музыки гнесинских педагогов. Расскажи об этом подробнее.

Это инициатива проректора по научной работе Татьяны Ивановны Науменко, которую мы с удовольствием поддержали. Проект уже активно развивается. Например, уже готово к печати переиздание пособия по гармонии А. П. Астахова и А. И. Кондратьева, планируется выход сборника А. А. Степанова. Также готовится сборник с образцами вступительных заданий по музыкально-теоретическим предметам для всех факультетов. В нем будут представлены материалы, подготовленные как уже ушедшими известными преподавателями (А. А. Степановым, Т. Е. Лейе, А. П. Астаховым и другими знаменитыми мастерами), так и ныне здравствующими педагогами, которые по сей день продолжают свою творческую и профессиональную деятельность.

В чем цель этого проекта?

Целей несколько: сохранение традиций, поднятие гнесинского научного престижа и, конечно, практическая польза. В этих сборниках содержится материал самого высокого музыкального качества, который только возможен в задачах и других упражнениях. Это фактически маленькие художественные произведения, которые помогут научиться писать диктанты и задачи. Также планируется переиздание пособий по музыкальной форме и полифонии.

Это коммерческий проект? Каким образом будут распространяться сборники?

Скорее всего, при поддержке Министерства культуры РФ мы сможем свободно распространять издания в творческих вузах и ссузах, преимущественно – в электронном формате, через сеть Интернет. Я искренне надеюсь, что этот проект будет обновляться и расширяться.

Безусловно, Академия поддерживает СНТО. Каким образом проявляется эта поддержка сегодня?

В первую очередь, я хочу сказать большое спасибо Татьяне Ивановне Науменко. Вступив в должность проректора по научной работе, она взяла нас под свое крыло, и теперь деятельность СНТО в определенной степени направляется ею. Большую поддержку оказывает и советник ректора по социально-воспитательной работе Иван Иванович Козлов. Он ни разу не отказывал нам в помощи, начиная от предоставления аудиторий для наших мероприятий и заканчивая материальной поддержкой, кстати, очень весомой. К сожалению, у нас пока нет своего помещения, как, например, у Студсовета. Это, наверное, одно из самых главных наших желаний, и мы надеемся, что оно сбудется.

Что для тебя лично СНТО?

Помимо прочего, СНТО – это возможность общения с педагогами в неформальной обстановке. Благодаря СНТО я, к примеру, осуществил свою давнюю мечту: познакомился с Евгенией Ивановной Чигаревой, моей путеводной звездой в мире музыковедения. Ее книга о творчестве Альфреда Шнитке, можно сказать, вдохновила меня на то, чтобы начать заниматься музыковедением. Благодаря волонтерской деятельности в СНТО, я смог познакомиться с ней и даже перекинуться парой слов.

Но также СНТО для меня – результат трудов тех людей, которых я знаю: Татьяны Яковлевой, Анны Кривцовой и других.

СНТО – это коллективный ребенок, можно сказать, сын полка.

Фото: Анна Махортова

Вам также может понравиться...