Памяти гнесинцев, погибших в Великой Отечественной войне

Никого не пощадила война, унеся множество жизней,сломав миллионы судеб… Не обошла она стороной и студентов, выпускников и преподавателей Гнесинки. Имена погибших за Родину гнесинцев увековечены на доске, что размещена в здании академии. В этом списке – Лени́на Моисеевна Варшавская (1925-1944) и Михаил Ильич Душский (1913-1941).

О судьбе Ленины Варшавской поведал её двоюродный брат Владимир Парнес. В 1941 Ленине было 16 лет. Подающая большие надежды виолончелистка – студентка Гнесинского училища – отправилась в эвакуацию вместе с родителями, но на первой же станции исчезла, оставив записку: «Отец! Сейчас нужна другая музыка».Чтобы родители не разыскали её, девушка в документах прибавила себе два года, сменила имя и отчество, и стала 18-летней Еленой Михайловной – медсестрой в военном госпитале. В 1943 Ленину призвали в действующую армию.

Во время Курской битвы военный фельдшер Варшавская захватила в плен двух фашистов: один был ранен, второй пытался ему помочь, взвалив друга на плечи. И тут увидел, что в него целится из нагана девушка. «Хенде хох!» — выдохнула Ленина. И доставила немецких офицеров в расположение части.

В бою под Выборгом 20 июня 1944 года, раненая в ногу, она подогнём вынесла девять человек и разорванный осколками труп командира, за что была награждена орденом Красной Звезды (по другим сведениям – орденом Отечественной войны I степени).

Ленина всегда шутила: «Я маленькая – меня пуля не найдёт…» Так и случилось: девушка погибла по трагической случайности. В 1944 году автоколонна советских войск въезжала в пригороды Таллина, когда в небе появился «мессершмитт» и открыл огонь. Грузовик, на подножке которого стояла старшина Варшавская, оказался в кювете и перевернулся – девушка, придавленная кабиной, погибла.

Композитор, выпускник Гнесинского училища Михаил Ильич Душский ушёл добровольцем на фронт в 1941 году. О своём отце рассказал Вадим Душский.

Михаил был талантливым музыкантом. Его способности проявились довольно рано, сочинять музыку он начал ещё мальчишкой. Душский обучался композиции у Г. И. Литинского сначала в Гнесинском техникуме, затем в консерватории. Он оставил множество дневниковых записей о встречах и занятиях с Н. Я. Мясковским, С. С. Прокофьевым.

Когда композитору было 23 года, он отправился в Мордовию для собирания и изучения мордовских песен, затем переехал в Северную Осетию, но творческую работу прервала война.

«Мой долг быть сейчас там, где идут бои за нашу Родину», – заявил Михаил коллегам и друзьям. Он ушёл воевать в составе Краснопресненской дивизии народного ополчения.

«Пью сырую воду, ем самую грубую пищу и чувствую себя великолепно», – докладывал Душский родным с фронта.

Чуть позже он обратился с просьбой к матери жены: «Нахожусь в очень трудных условиях, не знаю, какая участь меня ждёт. Передайте Нонне, чтобы она воспитала сына так, чтобы он был сильным… чтобы мог сам себя защитить, чтобы не был таким неженкой, каким некогда был его отец». В другом письме Михаил сообщал: «У меня всё в порядке, я здоров. В Москве придётся быть нескоро: мы уже далеко от неё… Не думай, что здесь голодно, но просто иногда хочется, чтобы запахло домом…»

Михаил Душский погиб в жестоких боях в районе деревни Уварово на Смоленщине в октябре 1941 года.


При подготовке текста использованы материалы, опубликованные в газетах «Московский комсомолец» («Ты не с мяги?», 2007), «На Пресне» («Он был краснопресненцем», 2010), в интернет-газете «Мы здесь» («Сердце Ленины», 2007), в журнале «Музыкальная академия» («Мордовские страницы в творчестве М. И. Душского», 2015).

Фото: Мемориальный музей-квартира Е. Ф. Гнесиной