Своими глазами

В РАМ им. Гнесиных завершилась научная конференция «Научные школы в музыковедении XXI века»

Более века существует Гнесинский образовательный комплекс, который подарил нам лучших музыкантов, педагогов и исследователей. Под эгидой празднования 125-летия Гнесинского Дома с 24 по 27 ноября Академия проводит онлайн-конференцию «Научные школы в музыковедении XXI века».

В этот угнетающий человечество период соблюдения антиковидных мер исследователи изголодались по общению в научном сообществе – пусть и в онлайн-формате. Оказалось, у него есть масса преимуществ: докладчиков хорошо слышно, а сопровождающие доклад презентации можно рассмотреть в комфортном масштабе. Кандидат искусствоведения Е.Э. Лобзакова выразила благодарность Российской Академии музыки и организаторам конференции: «Большое спасибо за то, что позволяете нам оставаться в профессиональном тонусе! Для нас это очень важно сейчас».

25 ноября состоялись заседания трех секций: «Фундаментальные вопросы современной культуры: философия, история, методология, образование», «Музыка и музыканты в годы Великой Отечественной войны», «Учения, тексты, источники».

Секция «Музыка и музыканты в годы Великой Отечественной войны» приурочена к 75-летию Победы. А.А. Гапонов, директор Мемориального музея-квартиры Ел.Ф. Гнесиной, в своем докладе «Гнесинский Дом в годы Великой Отечественной войны (по документам из фондов Мемориального музея-квартиры Ел.Ф. Гнесиной)» рассказал о жизни училища в военное время.

«Невозможно рассказать обо всех гнесинцах – участниках войны: этой теме можно было бы посвятить отдельный доклад», – признался Андрей Александрович. Тем не менее, его выступление получилось насыщенным и трепетным. Мы узнали о занятиях в училище в военные годы, увидели фото студентов-гнесинцев, которые «художественно обслуживали» Красную Армию и дали около 1000 концертов. В ходе доклада Андрей Александрович прочитал фрагменты воспоминаний М.Э. Риттих о Елене Фабиановне, познакомил с военной хроникой из архива В.В. Листовой, с письмами С.И. Абрамзона сестрам Гнесиным и их семейными историями. Программа концерта в честь 50-летия Государственного музыкального училища им. Гнесиных 15 февраля 1945 года – еще один уникальный, сохранившийся благодаря деятельности Музея-квартиры документ. С этими и многими другими документами можно ознакомиться на сайте музея на онлайн-выставке «Гнесинский Дом в военные годы»».  

А.М. Цукер, доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова, выступил с докладом «Военная тема в отечественной массовой музыке: смена парадигм». Этот вопрос автор рассматривает широко, от первых военных советских песен до отечественного рока, некоторые представители которого, например, Юрий Шевчук (группа «ДДТ») писали песни под впечатлением от войны в Афганистане. Песни о Великой Отечественной войне Анатолий Цукер делит на две большие группы: героического характера и лирической направленности (их – большинство). В период оттепели появляется и бардовская песня, новый виток развития военной тематики в музыке. Авторские, индивидуализированные работы В. Высоцкого и Б. Окуджавы показывают войну чудовищно беспощадной и обращены к сегодняшнему дню, а не к прошлому, как было раньше. «Война – вещь противоестественная…Я ненавижу войну…», – процитировал Окуджаву докладчик. Также Анатолий Цукер рассказал о западном антимилитаризме, ярким представителем которого считает Джона Леннона. Автор подытоживает: войны – это плодородная почва для музыкального искусства, пусть и трагически окрашенного.

Секцию «Фундаментальные вопросы современной культуры…» открыл доклад доктора философских наук И.И. Антоновича «Кристофер Лэш, Эрик Хобсбаум, Энтони Гидденс об эпохе заниженных ожиданий в начале XXI столетия». Доклад посвящен проблеме культурного потребления современного человека. «Ситуация культурной пустоты» рассматривается автором через призму взглядов историков и социологов XX-XXI веков. Гедонизм, нарциссизм, индустриализация и рыночный тип отношений, по мнению автора, разрушают устоявшуюся систему создания культурных артефактов и взаимодействия с ними. Автор не отрицает ценность культурного наследия XXI века и наличие настоящих художников, но его беспокоит привычка извлекать коммерческую выгоду из всего, что раньше могло относиться к духовному.

Доктор искусствоведения, проректор по научной работе Астраханской государственной консерватории Л.В. Саввина выступила с докладом «Музыкальные коммуникации в XXI веке». В сообщении автор продемонстрировала свое видение взаимодействия художника и публики в наши дни. Это важнейший вопрос для композиторов, ведь дешифровка смыслов произведения слушателем – процесс субъективный. Понимание смысла может не совпадать с первоначальной идеей. На то, какой будет коммуникация композитора и публики, влияет и сам слушатель (ориентирован он на академическую музыку или же на массовую и, таким образом, менее «воспитан» воспринимать сложный материал). Имеет значение и то, как работают полушария мозга слушателя. Если больше задействовано правое полушарие – человек эмоционально настроен и не сможет считывать высокие идеи автора. Если же работает, в основном, левое – преобладает рационалистическое мышление, а слушатель хочет математически считать произведение и привести разрозненный материал к единому знаменателю.

Людмила Саввина, неоднократно наблюдавшая в Астрахани за слушателями на концертах авангардной музыки, отметила, что молодая часть аудитории покидает зал первой. По-видимому, молодежь – потребитель массовой музыки. Она, по мнению Л. В. Саввиной, привыкла оценивать ее с позиции «нравится-не нравится», и не более того. «В 21 веке рождается новый слушатель, слушатель – нарцисс», – заключила исследователь, делая отсылку к прошлому докладу.

В числе докладов, прозвучавших на заседании секции «Учения, тексты, источники», —  «Прижизненная рецепция Гектора Берлиоза в русской прессе: к вопросу о франко-русских культурных связях». Его автор, кандидат искусствоведения, PhD, член Института Музыковедческих Исследований /IReMus и лаборатории Saprat (Париж, Франция) Анастасия Сырейщикова-Хорн раскрыла образ композитора в России XIX века через мнения критиков и рецензии в отечественных журналах («Современник», «Северная пчела», «Сын отечества» и др.), а также структурировала проблематику оценки его творчества в России. Отношения Берлиоза с Россией рассматриваются также через призму прессы – именно из Gazette Musicale de Paris в 1841 году Берлиоз узнает об исполнении его «Реквиема» в Петербурге и решает посетить Россию. А затем благодаря Берлиозу Франция узнает о Глинке.

Кандидат искусствоведения, ученый секретарь РАМ им Гнесиных И.А. Преснякова в докладе «Музыкальная лексика в российских толковых словарях конца XVIII – первой половины XIX вв.». подняла проблему отбора музыкальной терминологии для первых российских словарей. В центре внимания – «Словарь Академии Российской» в 6-ти томах, который стал первым российским толковым словарем. Большая часть музыкальной терминологии в него не вошла и составила лишь одну сотую процента от всего вокабуляра. Исследователь обращает внимание на то, что некоторые музыкальные лексемы вошли в словарь под иным, менее привычным значением. Например, «акорд» («акорт») в словаре значит «договор, соглашение» (1702), а глагол «аккомпанировать» имеет значение «приложить, сопроводить» (1734).

About the author

+ posts

Вам также может понравиться...