У каждого композитора найдется произведение, которое:
1) переиграли музыканты всех колледжей и вузов,
2) просят исполнить дальние родственники на семейных праздниках,
3) звучит в рекламе на телевидении.
Какова же судьба остальных опусов известных композиторов?
Конечно, некоторая часть сочинений знакома постоянным посетителям концертных залов и просто любителям классической музыки. Еще некоторая часть входит в репертуары исполнителей и подвергается кропотливому анализу музыковедов. Но есть сочинения, которые остаются в тени, редко звучат на публике и даже профессиональные музыканты слышали о них что-то отдаленно (ненадолго просыпаясь на последней парте во время пары по истории музыки, потому что программа сама себя не выучит), а может и не слышали вовсе.
Петр Ильич Чайковский – один из самых исполняемых композиторов в мире. В Интернете без труда можно найти статьи с названием «Топ-10 сочинений Чайковского…» и другие вариации этого заглавия. Непременно в этом списке вы встретите Танец феи Драже из «Щелкунчика», Танец маленьких лебедей из «Лебединого озера», выученного наизусть «Онегина» и знакомые с детства «Времена года»… Эта гениальная музыка не приедается даже после многократного прослушивания, подобно ежегодному пересмотру «Иронии судьбы» с тарелочкой оливье в новогодние праздники. Однако разнообразия требуют наши уши! Вот три произведения, о которых вы могли не знать, и знакомство с которыми непременно доставит вам эстетическое удовольствие!
1. Концертная фантазия для фортепиано с оркестром
Большая часть известных произведений Чайковского, кроме балетов и опер, написана для фортепиано. Чего стоит только Первый фортепианный концерт, который входит в обязательную программу на конкурсе имени композитора! Но если вы устали от его громогласных пафосных аккордов, у Чайковского есть еще два фортепианных концерта, а лучше послушайте забытую или еще недостаточно оцененную Концертную фантазию для фортепиано с оркестром (1884) и поделитесь этим удивительным открытием в кругу друзей.
Интересна история посвящения этой фантазии. В первом издании стояло имя известной в то время пианистки Анны Есиповой. Скорее всего Чайковский надеялся, что этот жест побудит пианистку исполнить фантазию. Но несмотря на некоторый интерес со стороны Есиповой к посвященному ей сочинению (она просила Чайковского прислать даже ноты оркестровых голосов, хотя для исполнителей такая просьба редка!), исполнен ею он не был. А спустя 8 лет Чайковский издает партитуру с посвящением другой красивой и талантливой женщине, также пианистке – Софи Ментер. Но и она, вопреки теплым отношениям с Чайковским, даже после смерти композитора не исполнила Концертную фантазию. Солистом на премьере сочинения стал композитор и пианист Сергей Танеев, после чего Фантазия исполнялась редко и, к сожалению, до сих пор нечасто становится украшением концертных программ.
В течение получаса, разделенного приблизительно на половину частями Фантазии – Quasi rondo и Contrastes, слушатель успеет поразиться гигантской сольной каденцией фортепиано, техническими приемами, удивляющими виртуозностью и выдумкой, волшебными колористическими находками в оркестровке, мечтательной мелодией, открывающей вторую часть, которую заслуженно следовало бы причислить к жемчужинам проникновенной лирики Чайковского.
2. Вторая оркестровая сюита
Другой неизбитый, но гениальный опус Чайковского — Вторая оркестровая сюита «Характеристическая» (1883). Среди трех сюит композитора она реже всего звучит в концертных залах, а исследователи уделяют ей меньшее внимание в литературе, ограничиваясь лишь несколькими строками или одним лишь ее упоминанием.
Жанр сюиты привлекателен для самостоятельного прослушивания тем, что в ней сконцентрированы разные образы, которые можно чередовать под собственное настроение. Сюитам присуща легкость, жанровость, игривость, и сюжеты ее мини-частей не предполагают какого-либо трагического разворота или душевных терзаний. В этом жанре Чайковский мог показать свою изобретательность в плане создания разнохарактерных образов и в изысках оркестровки. Из пяти частей сюиты (Игра звуков, Вальс, Юмористическое скерцо, Сны ребенка, Дикая пляска) в этом смысле наиболее интересной представляется третья, где Чайковский ввел в партитуру четыре (!) аккордеона. Правда использование аккордеонов необязательно, а только рекомендуется композитором. Здесь вы можете послушать вариант именно с аккордеонами: https://www.youtube.com/watch?v=M9lhG0f1yGc
3. Хор цветов и насекомых из оперы «Мандрагора»
Удивлены? Не ожидали увидеть среди сочинений Чайковского оперу с названием, которое сегодня вызывает скорее ассоциации с забавными и немного пугающими растениями из «Гарри Поттера», чем с нашим великим композитором? В действительности эту оперу Чайковский не закончил, и можно даже сказать, что особенно не начинал. Хор цветов и насекомых – единственный номер, который успел написать Чайковский для этой оперы (1869). Дальнейшая работа над ней требовала участия либреттиста, которым был, что удивительно, вовсе не литератор, а ботаник С.А. Рачинский. Его отъезд стал препятствием для продолжения работы над оперой.
Сюжет оперы волшебно-лирический:
Рыцарь влюбляется в Прекрасную даму, но она не отвечает ему взаимностью. В Иванову ночь герой отправляется за чудесным растением Мандрагорой, которое способно исполнить его желание. Но растением оказывается девушка, которая влюбляется в Рыцаря. Она исполняет желание и соединяет сердца Рыцаря и Прекрасной дамы, но сама Мандрагора погибает.
Подобные сюжеты очень типичны для позднеромантического театра. Волшебное существо влюбляется в человека, однако любовь между ними невозможна в этом мире, что зачастую приводит к трагическому финалу. Под такое сокращенное описание подходят сюжеты «Снегурочки» и «Садко» Римского-Корсакова, «Русалки» Дворжака и другие оперы второй половины XIX века.
Хор из «Мандрагоры» обладает удивительной по красоте музыкой, которая наполняет теплом и светом. Это прекрасный музыкальный номер, который поможет на 8 минут забыть о мрачно-холодных ноябрьских днях и погрузиться в волшебно-мечтательное весеннее настроение, созданное Чайковским.