В рамках VI Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» состоялся показ постановки «Евгений Онегин» Театра-студии имени Сперанского. Своими впечатлениями делится лауреат 3 степени конкурса оперных рецензий Виктория Аймалетдинова.

Опера «Евгений Онегин» Чайковского – это всегда завораживающее приключение, будто сошедшее прямо со страниц романа Александра Сергеевича Пушкина. Яркие образы, остроумный и свежий взгляд великого поэта на современников, волнующие сюжетные линии, – все нашло свое отражение в музыке. А в музыке «Евгений Онегин» приобретает еще большую красноречивость. Проще говоря, это та опера, которую никогда не устаешь слушать, так что хочется всегда держать ее рядом: в репертуарной папке, в маленьких наушниках, в кармашке любимых брюк, на ладонях и, конечно же, прямо в сердце. Но музыкальный театр на то и театр, что он не только про музыку, поэтому опера раз за разом предстает перед нами в новой постановке, классической или напротив современной. Постановка студии имени Сперанского под руководством режиссера Ивановой Ольги Тимофеевны – самая что ни на есть классическая, но от того смотрится не менее легко и свежо.

На сцене совсем небольшое количество декораций, а те, которые присутствуют, расположены максимально компактно, на что, пожалуй, сильно влияет размер сценического пространства, и нельзя забывать, что сзади у нас еще располагается оркестр, но о нем чуть позже. Даже так, эта укомплектованность создает ощущение бытовой и очень личной истории, все что нужно – под рукой, а за счет небольшого пространства на сцене артистам не приходится, так сказать, далеко ходить, да и предметы на сцене практически не меняются на протяжение всего спектакля. Внимание к себе сразу притягивают станки, поначалу даже проскользнула мысль о том, что на них будет располагаться хор, но станки послужили всем и сразу. Они были хранилищем для разных вещей и воспоминаний, от книг до старенького плюшевого мишки; на станках сидели, стояли, лежали, а кто-то там же и умер (в рамках спектакля, разумеется). Можно было полюбоваться на фоновую инсталляцию с простыми, практически полностью статичными изображениями, которые сменялись с каждой новой картиной, и пусть без нее можно было бы обойтись, но зрителя такая вещь, в целом, не отвлекает и несколько дополняет общий вид. Кстати, несмотря на небольшое пространство сцены, режиссер находит, где разгуляться, поэтому в тот или иной момент артисты спокойно ходили по залу, меж зрительских рядов, что только больше погружало в историю, создавалось ощущение, что ты прямо здесь внутри романа, не просто наблюдаешь со стороны, а являешься таким же героем этого маленького мира. Режиссура помогает также раскрыть персонажей или химию между ними. Посмотрите только на Татьяну, которая во время первого хора крестьян («Болят мои белы рученьки») единственная из персонажей, присутствующих на сцене осторожно двигается, словно вслушивается в музыку, словно только она одна слышит ее, в то время как няня, мать Ларина и Ольга неподвижно замерли за столом. А поглядите на дуэт Ленского и Онегина перед дуэлью, как они сидят за этим же столом, но с оружием в руках, и эта сцена ощущается настолько личной, будто бы говорит: больше никаких секретов, никаких шуток, никакой пощады, в живых останется лишь один. Такие детали заставляют все внимательней и внимательней следить за действием на сцене. Стоит также сказать про еще одну часть визуального ряда, а именно костюмы, ведь с их помощью удалось создать потрясающий контраст между центральными героями: с самого начала мы видим Ольгу в ее нарядном веселом цветастом платье, в то время как Татьяна словно бы даже еще не очнулась ото сна, о чем говорит ее девственно-белое легкое платьице, больше похожее на ночную рубашку. Затем посмотрим на мужских главных героев, как около-крестьянская одежда Ленского контрастирует со строгим педантичным костюмом его спутника.

Раз уж были упомянуты герои произведения, то следует поговорить и о героях со сцены, об самих актерах. Они отлично чувствуют себя на сцене, играют непринужденно, но профессионально, а как они двигаются! Сразу видно хорошую работу со сценическим движением, то есть тонкий труд балетмейстера-постановщика. Красиво двигаются не только первоплановые персонажи, но и массовка в виде хора. Интересно, что первую половину первого действия мы не видим его, такая вот хоровая загадка, радующая зрителя из-за кулис. Тем не менее, уже на балу у Лариных можно будет увидеть этих чудесных людей. Хоровые ребята также очень вовлечены в историю, что не может не радовать. Они артистичные, яркие, их хочется и слушать, и рассматривать, следить за тем они двигаются, смотреть их прелестные танцы. Но главные герои тоже танцуют, и главные герои великолепны в своем исполнении. Ольга (Анастасия Ковалева) харизматичная, бойкая и очень подвижная, под стать своей героине; Ленский (Григорий Горбоконь) покорит зрителя своим вокалом, пусть он не слишком эмоционален, но его голос говорит все за него, от чего впечатление от его персонажа остается крайне положительное. Татьяна (Анжелика Мельникова) гениальна в своей сути. Из только главных ее достоинств можно отметить потрясающую работу с голосом и полную отдачу своей роли на сцене. Татьяна получилась очень нежной, страстной и чуткой. Каждая ария ее ощущалась, как разговор со зрителем по душам, и это было невероятно. Актриса очень тонко и остро чувствует свою героиню, проживает весь спектакль в ее шкуре, и от ее Татьяны аж мурашки бегут по коже. А сам Онегин в исполнении Данилы Чернецова… он по-настоящему без фальши. Не только без, простите, интонационной фальши, нет, он очень достойно, попросту великолепно управляет своим голосом. Но он также очень эмоционален, как актер, можно позавидовать тому, как он вкладывается в свою роль. Хватаясь взглядом за мелкие детали, перед нами раскрывается настоящий Евгений Онегин: какой он обходительный и в то же время строгий с Татьяной, такой же и отрешенный и обиженный на балу у Лариных, в кругу сплетен и насмешек; то, какое ужасное волнение он испытывает перед дуэлью, чистый страх – убить человека, который еще вчера был твоим другом; как он тонет в своей любви к женщине, которую когда-то сам отверг, а теперь отвергнутым оказался сам. От такого Онегина невозможно оторвать взгляд, ведь следишь за каждым его движением, а его потрясающий вокал завершает картину, делая героя поистине идеальным на сцене. Ну и главным двигателем музыки в опере является, конечно же, оркестр. Работа оркестра и его руководителя (дирижера-постановщика Феллера Владимира Рафаиловича) колоссальная. Музыканты легко подстраиваются под исполнителей, хотя иногда и «перекрикивают» их, но, думаю, что это всего лишь особенности зала. Оркестр в своем исполнении очень эмоционален и приятно гармонирует с вокалом артистов, а сольные его куски заставляют задержать дыхание от волнения и трепета.

В общей сложности можно только сказать, что постановка очень собой хороша. Режиссура создает ощущение того, что все на своих местах, повествование ощущается размеренным, но не дающим заскучать. Музыка Чайковского раскрывается в полной мере, а исполнителей-студентов слушать, пожалуй, даже приятнее, чем некоторых уже реализовавшихся профессиональных певцов. От оперы зритель сможет испытать настоящее удовольствие, граничащее с детским восторгом. К такой постановке хочется со временем возвращаться, чтобы освежить в памяти и тепло расплыться в улыбке: как же хорошо. Оперный театр-студию и всех, кто над этим спектаклем работал, хочется от души поблагодарить и пожелать этим людям новых открытий и успехов.