Своими глазами

«Белый ворон»: о взлетах, сомнениях и творческом кредо

О фильме «Нуреев. Белый ворон» (2018) написано немало самых разных рецензий и отзывов, но один из них задевает больше других: «”Белый ворон” так и не взлетел». Да, к сожалению, далеко не всем зрителям пришлась по нраву особая «тональность» полнометражной ленты режиссера Рэйфа Файнса. Несколько тягучее, неспешное повествование, сдержанная динамика и особая эстетическая одухотворенность «Белого ворона» может выбить из колеи самых ярых киноманов и ценителей современного кинематографа, расфокусировать их восприятие фильма, «обмануть» впечатление. Однако это позволяет зрителю познакомиться с неизвестными фактами из биографии, увидеть и прочувствовать все перипетии судьбы Рудольфа Нуреева, соприкоснуться с искусством Мастера.

Ведь «Белый ворон» — не только история о жизни Рудольфа Нуреева, поделенная на три смысловые части: детство в Уфе, учебные годы в Ленинграде и гастроли в Париже, разграниченные и визуально (монохром – юность, цветная визуализация с винтажным оттенком – зрелость); это история о внутренней творческой свободе и внешней ущемленности действительностью, поисках истинных мотивов, поисках самого себя.

Можно сколько угодно сетовать на кинематографические оплошности, на которые чаще всего обращают внимание чуткие зрители, или придраться к неисторическим «ответвлениям» от биографии танцовщика, — лучше попробовать сменить ракурс, увидеть подтекст, сокрытый на экране.

Поймать мгновение, в котором тесно переплелись музыкальные, сценические и хореографические составляющие; восхититься красочностью видеоряда, основными локациями в Великобритании, Франции и Сербии, на которых проходили съемки фильма, актерским составом (Олег Ивенко, Рэйф Файнс, Сергей Полунин, Чулпан Хаматова и др.). И увидеть, как «белый ворон» выпорхнет из клетки: в сцене с сотрудниками КГБ, французской полицией и очевидцами на вокзале, где главный герой решается на смелый шаг, — оставить Родину.

Постараться уловить смысловые знаки на протяжении двухчасового просмотра, которые нам оставляют создатели и актеры фильма, как, например, прокомментировал в интервью Олег Ивенко, исполнитель главной роли: «Все это было связано в нем (Нурееве). Он слушал свой внутренний голос и то, что было интересно лично ему. Он следовал этой линии и придерживался ее».

«Белый ворон» — история о творческой независимости Артиста, его терзаниях, сомнениях, страхах и собственных убеждениях, о стремлении к своему главному танцу; развернутая, полноценная история, которую невозможно было бы рассказать за более короткий хронометраж фильма. И именно поэтому проникнуться кинокартиной оказывается непростой задачей для смотрящих.  

About the author

Website | + posts

Вам также может понравиться...