Главным джазовым событием весны в Зале Зарядье ожидаемо стал концерт обладателей и номинантов премии Grammy Гонсало Рубалькабы (фортепиано, Куба/США) и Амилтона де Оланды (бандолим, Бразилия). Для Рубалькабы концерт в Москве — первый за почти 15 лет, для де Оланды — вообще первый российский в карьере. 29 марта музыканты подарили публике полтора часа незабываемого музыкального круиза в мир джаза с заходом в мультикультурный порт Латинской Америки. Анонсируя этот вечер, официальный сайт Зала Зарядье заверил, что программа концерта «впечатлит виртуозностью и эмоциональностью, ритмической сложностью и гармоническими идеями, продемонстрирует красоту и разнообразие музыки, расширит границы джаза». И мы не можем с этим не согласиться.

 Родственные музыкальные связи джаза и Латинской Америки, в первую очередь с Кубой, органическим образом стали основой и, возможно, предпосылкой для альбома COLLAB, композиции с которого прозвучали в тот вечер. В альбоме COLLAB переплетены самба, босса-нова, современный джаз и чору — популярная народная музыка бразильских улиц. Пластинка была записана в 2024 году Рубалькабой и де Оландой в Майями: во Флориде Рубалькаба живет уже почти четверть века после переезда в США из Кубы. Переезду этого пианиста-виртуоза с Острова Свободы поближе к Статуе Свободы в конце 90-х поспособствовал знаменитый джазовый трубач Диззи Гиллеспи. В целом, трудно назвать джазового музыканта, с которым бы Рубалькаба — трехкратный обладатель премии Grammy — не выступал. Он выходил на одну сцену с Чиком Кориа, Хэрби Хэнкоком, Уинтоном Марсалисом, Игорем Бутманом и многими другими. Амилтон де Оланда известен своей блестящей игрой на мандолине и бандолиме. Бандолим — португальская разновидность мандолины: не округлая сзади, а плоская. Причем у де Оланды инструмент авторской работы — уникальный 10-струнный бандолим. Виртуозная техника владения инструментом принесли музыканту широкое признание: пять номинаций латиноамериканской Grammy (одна выигранная премия), свыше 20 альбомов и международных фестивалей.

Гонсало Рубалькаба и Амилтон де Оланда за работой на Criteria Studio в Майями

Похоже, задумка музыкантов, выросших в объятиях солнца и океана, состояла в моделировании в зале эмоциональных волн: лирико-романтический штиль (композиции Incompatibilidade de Genios, Yolanda Anas, Silence, Choro Fado) сменялся буйными, непредсказуемыми, стремительными порывами (Mandalash, Caravan, Transparence, Flying Chicken пожалуй, самая изобразительная композиция программы). Помимо сочинений из альбома дуэтом были презентованы и другие авторские аранжировки сочинений А. Блана, Ж. Боско, Ч. Хейдена, С. Уандера — Г. Гросси, Маро и Дж. Бланда.

Помимо блестящей ансамблевой слаженности дуэта и обаятельного артистизма, публика могла оценить исполнительское мастерство каждого из музыкантов, представивших по одному сольному номеру. Отдельное спасибо де Оланде, игравшему весь концерт стоя (!), что для мандолинистов и домристов редкость (скорее, даже исключение), и исполнившему сольно композицию, по мотивам напоминавшую русские народные лирические балалаечные наигрыши — своеобразный реверанс российской публике.

Особого внимания заслуживает профессионализм исполнителей. Километровые безошибочные пассажи почти по всем ладам народной музыки, уникальное владение чувством ритма и полиметрии, искусное вплетение тем джазовых стандартов в свои импровизации, мастерское раскрытие тембровых преимуществ фортепиано и бандолима — всё это не оставляет сомнений, что Рубалькаба и де Оланда — настоящие виртуозы. Несмотря на броскость музыкальных тем и яркий артистизм дуэта, концерт оставил не впечатление выступления мировых звезд на одной из главных концертных площадок страны, а ощущение личной музыкальной аудиенции в уютном джаз-клубе Гаваны или Рио. Камерность альбома отмечал и сам Рубалькаба в интервью Sony Music Brazil. Один из зрителей, выходя из зала после концерта в фойе, подтвердил мнение пианиста, обращаясь к своему приятелю: «Довольно камерно для Большого зала». Фраза моментально пополнила заметки в смартфоне автора этой статьи.   

На бис музыканты исполнили обработку Besame Мucho. Вряд ли музыканты задумывались об этом, но этот латиноамериканский хит в СССР долгое время считался кубинской народной песней. Только после того, как в конце 1970-х годов автор композиции, мексиканская пианистка, Консуэло Веласкес посетила Москву для участия в качестве члена жюри в Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, было сделано уточнение: песня все же имеет автора. 

Хотелось бы верить, что концерт Рубалькабы и де Оланды в Москве послужил началом большой музыкальной дружбы Зала Зарядье и уникального творческого дуэта. Если вы не смогли попасть на концерт, рекомендуем послушать альбом в Hi-Fi-качестве в сервисе «Звук»: https://zvuk.com/release/33900747

Фото предоставлено пресс-службой Зала Зарядье