
Главным джазовым событием весны в Зале Зарядье ожидаемо стал концерт обладателей и номинантов премии Grammy Гонсало Рубалькабы (фортепиано, Куба/США) и Амилтона де Оланды (бандолим, Бразилия). Для Рубалькабы концерт в Москве — первый за почти 15 лет, для де Оланды — вообще первый российский в карьере. 29 марта музыканты подарили публике полтора часа незабываемого музыкального круиза в мир джаза с заходом в мультикультурный порт Латинской Америки. Анонсируя этот вечер, официальный сайт Зала Зарядье заверил, что программа концерта «впечатлит виртуозностью и эмоциональностью, ритмической сложностью и гармоническими идеями, продемонстрирует красоту и разнообразие музыки, расширит границы джаза». И мы не можем с этим не согласиться.
Родственные музыкальные связи джаза и Латинской Америки, в первую очередь с Кубой, органическим образом стали основой и, возможно, предпосылкой для альбома COLLAB, композиции с которого прозвучали в тот вечер. В альбоме COLLAB переплетены самба, босса-нова, современный джаз и чору — популярная народная музыка бразильских улиц. Пластинка была записана в 2024 году Рубалькабой и де Оландой в Майями: во Флориде Рубалькаба живет уже почти четверть века после переезда в США из Кубы. Переезду этого пианиста-виртуоза с Острова Свободы поближе к Статуе Свободы в конце 90-х поспособствовал знаменитый джазовый трубач Диззи Гиллеспи. В целом, трудно назвать джазового музыканта, с которым бы Рубалькаба — трехкратный обладатель премии Grammy — не выступал. Он выходил на одну сцену с Чиком Кориа, Хэрби Хэнкоком, Уинтоном Марсалисом, Игорем Бутманом и многими другими. Амилтон де Оланда известен своей блестящей игрой на мандолине и бандолиме. Бандолим — португальская разновидность мандолины: не округлая сзади, а плоская. Причем у де Оланды инструмент авторской работы — уникальный 10-струнный бандолим. Виртуозная техника владения инструментом принесли музыканту широкое признание: пять номинаций латиноамериканской Grammy (одна выигранная премия), свыше 20 альбомов и международных фестивалей.


Гонсало Рубалькаба и Амилтон де Оланда за работой на Criteria Studio в Майями
Похоже, задумка музыкантов, выросших в объятиях солнца и океана, состояла в моделировании в зале эмоциональных волн: лирико-романтический штиль (композиции Incompatibilidade de Genios, Yolanda Anas, Silence, Choro Fado) сменялся буйными, непредсказуемыми, стремительными порывами (Mandalash, Caravan, Transparence, Flying Chicken — пожалуй, самая изобразительная композиция программы). Помимо сочинений из альбома дуэтом были презентованы и другие авторские аранжировки сочинений А. Блана, Ж. Боско, Ч. Хейдена, С. Уандера — Г. Гросси, Маро и Дж. Бланда.

Помимо блестящей ансамблевой слаженности дуэта и обаятельного артистизма, публика могла оценить исполнительское мастерство каждого из музыкантов, представивших по одному сольному номеру. Отдельное спасибо де Оланде, игравшему весь концерт стоя (!), что для мандолинистов и домристов редкость (скорее, даже исключение), и исполнившему сольно композицию, по мотивам напоминавшую русские народные лирические балалаечные наигрыши — своеобразный реверанс российской публике.
Особого внимания заслуживает профессионализм исполнителей. Километровые безошибочные пассажи почти по всем ладам народной музыки, уникальное владение чувством ритма и полиметрии, искусное вплетение тем джазовых стандартов в свои импровизации, мастерское раскрытие тембровых преимуществ фортепиано и бандолима — всё это не оставляет сомнений, что Рубалькаба и де Оланда — настоящие виртуозы. Несмотря на броскость музыкальных тем и яркий артистизм дуэта, концерт оставил не впечатление выступления мировых звезд на одной из главных концертных площадок страны, а ощущение личной музыкальной аудиенции в уютном джаз-клубе Гаваны или Рио. Камерность альбома отмечал и сам Рубалькаба в интервью Sony Music Brazil. Один из зрителей, выходя из зала после концерта в фойе, подтвердил мнение пианиста, обращаясь к своему приятелю: «Довольно камерно для Большого зала». Фраза моментально пополнила заметки в смартфоне автора этой статьи.
На бис музыканты исполнили обработку Besame Мucho. Вряд ли музыканты задумывались об этом, но этот латиноамериканский хит в СССР долгое время считался кубинской народной песней. Только после того, как в конце 1970-х годов автор композиции, мексиканская пианистка, Консуэло Веласкес посетила Москву для участия в качестве члена жюри в Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, было сделано уточнение: песня все же имеет автора.
Хотелось бы верить, что концерт Рубалькабы и де Оланды в Москве послужил началом большой музыкальной дружбы Зала Зарядье и уникального творческого дуэта. Если вы не смогли попасть на концерт, рекомендуем послушать альбом в Hi-Fi-качестве в сервисе «Звук»: https://zvuk.com/release/33900747
Фото предоставлено пресс-службой Зала Зарядье