Гнесинка любит народников. В 1948 году в вузе открылись первые в стране факультет и кафедра народных инструментов, а позже Гнесинский дом начал выпускать и руководителей народных хоров, и солистов-вокалистов. О том, кто сегодня приходит учиться народному пению, нужно ли ломать сложившиеся традиции преподавания и что ждёт народную музыку в будущем, Екатерине Салтецкой рассказал Юрий Колесник – руководитель отдела сольного и хорового народного пения Училища им. Гнесиных.

Юрий Леонтьевич, отделение «Руководитель народного хора» существует с 1971 года, сначала – при дирижёрско-хоровом отделе. Как самостоятельная структурная единица с 1988 – года вашего поступления в училище. Что с тех пор поменялось в обучении?

Суть обучения не изменилась. С самого начала и в течение 35 лет отделом руководила Ирина Александровна Серебренная, которая держала курс на традиционное пение. И я в годы обучения старался больше петь и постигать народное пение именно как традиционное: как этническую культуру, а не только как народно-хоровую, сценическую. Хотя и сценическая составляющая, разумеется, осталась до сих пор.

Но, как и прежде, традиционное пение сегодня – главное. С введением новых стандартов у нас сильно поменялись учебные планы, но специальность мы постарались сохранить в прежнем виде. При этом мы вводим в репертуар студентов и иностранные песни: фольклорные или обработки фольклорных песен. Также работаем в жанрах, которые выросли из фольклора – госпел, спиричуэлс, например.

Изменились ли студенты за эти 30 лет?

Сегодняшние студенты менее музыкально образованные, но лучше разбираются в фольклоре. Потому что эта – специальная – территория в музыкальных школах представлена и сильнее, и глубже, чем общепрофессиональные дисциплины. Иногда в программах обучения сегодняшних школьников отсутствует сольфеджио, иногда фортепиано. Что, конечно, плохо с точки зрения общего развития музыканта, но в школах ничего изменить мы не можем. А у себя пытаемся держать планку на правильном, высоком уровне.

Наверняка в исполнении народной музыки (как и в исполнении любой другой) существует определенная традиция, с одной стороны, – и попытки «сломать канон», с другой. Часто ли «ломают каноны» в училище? Это вообще приветствуется?

Традиция есть, традиций много, но что значит «сломать канон»? Если имеется в виду обработка фольклорного произведения – это одна история, если просто плохое исполнение, плохое проникновение в традицию – другая. Мы, конечно, стараемся, чтобы традиция была освещена максимально точно и правильно (ну, насколько это позволяют возраст и развитие наших студентов – они же подростки). Что касается обработок – мы не против. Мы вообще за любую хорошую музыку! И не имеет значения – это традиционная локальная музыка или какой-то жанр или направление профессионального, сценического искусства. Если музыка хорошо сделана, хорошо исполнена, почему нет?

Все ли студенты училища понимают, куда и зачем они пришли? Многие идут дальше по этому пути?

Да, очень многие идут дальше. В основном, ребята поступают с целью учиться, а не потому, что их сюда загнали. Был период, когда из-за последствий демографической ямы 1990-х некоторые приходили к нам потому, что так сказали родители, потому, что это – Гнесинка, имя. Сейчас ребята серьёзно готовятся к поступлению, у нас большой конкурс: в прошлом году на 9 бюджетных мест поступало около 40 человек.

Многие выпускники реализуют интересные проекты. Например, коллектив «Ко́монь» исполняет традиционную музыку и её обработки в различных стилях современной популярной музыки. Трио “Folkbeat” делает «клубные» обработки. При этом «Комонь» в манере пения тяготеет к традиционному звучанию, а “Folkbeat” звучит, скорее, эстрадно. Наши выпускницы работали в группе «Иван Купала». У выпускника Сергея Антонова в Подольске – детский фольклорный театр «Яхонт». Перечислять можно долго…

Как, на ваш взгляд, будет дальше развиваться
народная музыка?

Будут жить и современные обработки, и традиционный вокал, и народный хор. У каждого направления сегодня есть свои поклонники. Так что думаю, будет всё!


Фото: личный архив О. Колесника