31 марта, в последний день Всероссийской научной конференции аспирантов и студентов «Исследования молодых музыковедов», прошло заседание секции, посвященной музыкальной фольклористике, национальным культурам и педагогике.

На заседании были представлены четыре доклада, подготовленные студентами и аспирантами из Нижнего Новгорода, Новосибирска и Красноярска. Секция проводилась в очном формате, также велась онлайн-трансляция.

Учащаяся Новосибирской консерватории Ася Сушлякова выступила с докладом «Стиль Nuevo в «Le grand tango» А. Пьяццоллы», в котором кратко осветила генезис стиля нуэво в аргентинском танго.

Особый интерес аудитории вызвали сообщения студенток Нижегородской консерватории Софьи Калякиной («Марийская девичья труба. Опыт исследования локальной инструментальной традиции севера Нижегородской области») и Екатерины Михайловой («Сотворение мира» Д. Мийо в контексте восприятия негритянской культуры в Европе»). Их доклады выделялись среди других благодаря живому стилю изложения и ярким звуковым и визуальным иллюстрациям.

Софья Калякина не только рассказала о происхождении девичьей трубы – инструмента из дерева и бересты, использовавшегося во время праздников марийцами Нижегородской области, но и проиллюстрировала доклад игрой на ней. Это требовало специальной подготовки, ведь девичья труба – натуральный духовой инструмент. Кроме того, докладчица показала национальные костюмы марийцев, рассказала об экспедиции по Нижегородской области и о необычных народных традициях.

Екатерина Михайлова рассказала о воплощении сюжета сотворения мира в европейской музыке. Студентка вспомнила о большом интересе к архаической культуре и мифам в Европе конца XIX – начале XX века, результатом которого стали дадаизм, скифство, фовизм, примитивизм и другие художественные направления, получившие яркое воплощение в работах Пикассо, Гогена и Модильяни. Эта тенденция также отразилась в философской и психологической мысли того времени – Фрейд и Юнг рассматривали психологию ребенка, сравнивая и отчасти отождествляя ее с психикой первобытного человека. Докладчица остановилась подробнее на «Сотворении мира» Мийо как ярком примере стремления европейцев к архаизму. В балете на сюжет негритянского мифа подражание древней культуре посредством костюмов и пластики соединилось с элементами барочного concerto grosso и джазом.

В завершение последнего дня конференции студентка магистратуры Сибирского государственного института искусств Юлия Милейко рассказала о современном подходе к изучению музыкальной литературы и новых пособиях, а также презентовала собственный проект мобильного приложения для школьников, изучающих этот предмет.


Фото: Полина Маркина