В конце июня в театре «Новая Опера» состоялось возобновление «Жизни за царя» Михаила Глинки в концертном исполнении. Солистка труппы, Елена Терентьева впервые исполнила партию Антониды. О своих ощущениях от проделанной работы, совместном творчестве с великими дирижерами и о героине, которую она мечтает спеть, артистка рассказала Филиппу Геллеру.

Елена Терентьева в роли Джильды (“Риголетто” Дж. Верди); автор фото – Даниил Кочетков

Елена, как проходила подготовка к спектаклю? С какими сложностями при разучивании партии вы столкнулись?

Так получилось, что моя первая любимая опера, которую я услышала в Большом театре — «Иван Сусанин», она шла тогда именно под таким названием. Мне посчастливилось смотреть спектакль с легендарными певцами — Владимиром Маториным и Бэлой Руденко. В то время я была студенткой первого курса Гнесинки, и мечтала исполнить партию Антониды, но понимала, что до нее надо дорасти. Она непростая не только вокально, но и драматически. Когда в «Новой Опере» сказали, что будет концертное исполнение этой оперы, я была первой, кто попросилась на роль Антониды. Хотелось раскрыть все вокальные тонкости партии и максимально воплотить замысел композитора. Это было сложно, но кажется, у меня получилось. Для меня гордость — исполнить эту роль. Также очень рада, что мы исполнили оперу именно в дореволюционной версии, с оригинальным текстом барона Розена и без купюр.

А какой вы видите свою героиню, кто она для вас?

Она очень поэтичная натура. Сначала грустит, потом предается мечтаниям, с радостью ждет встречи с суженым, но отец говорит ей, что сейчас не время для праздника. Она — истинная дочь своего отца, который спасает родину. Это настоящая русская девушка с чистой душой.

В роли Марфы (“Царская невеста ” Н. Римского-Корсакова); автор фото – Даниил Кочетков

Все-таки вам ближе русская опера, нежели европейский репертуар?

Вообще я патриот. Родилась в России, по тембру голоса мне больше подходят наши героини, и мне нравится пропагандировать музыку моей родины.

Вы непосредственно связаны с Российской академией музыки имени Гнесиных. Здесь вы обучались в классе прославленного мастера, солистки Большого театра Маргариты Миглау. Как с ней работалось? Чем запомнилось общение с ней?

Маргарита Александровна до последних своих дней следила за моим творчеством, всегда поддерживала. Не каждому везет с такими педагогами. Когда я была на четвертом курсе, она полностью подготовила со мной Марфу, мы ее делали «на ковре»  — в классе. Также мы с ней подготовили Джильду, Сюзанну, Мюзетту.  В начале учебы Маргарита Миглау и концертмейстер Ираида Шепелева сказали: «Мы будем не мы, если из Лены не получится звезды». Что-то они во мне увидели, я им очень благодарна за это. Маргарита Александровна всегда была в форме: если я что-то не понимала, она все гениально демонстрировала, показывала голосом, прекрасно объясняла. Всю себя она отдавала студентам. Благодаря ей я решилась сразу после окончания Академии пойти в «Новую Оперу».

Елена Терентьева со своими педагогами – Петром Скусниченко, профессором Московской консерватории и Маргаритой Миглау, профессором РАМ им. Гнесиных

В театр вы поступили как раз с партией Марфы, верно?

Да. В тот год в театре еще прослушивали Царицу Ночи. Руководителям театра — Наталье Григорьевне Попович, Сергею Александровичу Лысенко очень понравилось мое выступление. Они поверили в меня и взяли в труппу.

 Известны ваши выступления дуэтом – с сестрой Ольгой, тоже солисткой «Новой Оперы». В чем заключается сложность пения дуэтом? Что вам наиболее близко из репертуара для дуэтов?

Еще в институте нам предложили сделать дуэт Цезаря Кюи «Желание», который он написал для двух сестер. Благодаря этому произведению мы поняли, что можем работать вместе. Потом мы исполнили все дуэты Михаила Глинки и даже записали диск. Сейчас выбираем для своих программ то, что любит публика. На гастролях нас часто просят исполнить, например, дуэт из «Лакме».

Елена Терентьева с сестрой Ольгой (сопрано), и Марина Белашук (фортепиано); автор фото – Ирина Рогачёва

У вас есть кумиры среди вокальных дуэтов?

Сестры Лисициан были кумирами нашей бабушки: она их обожала. Мы тоже слушаем их записи и вдохновляемся ими. А с Рузанной Лисициан нам даже довелось встретиться на конкурсе «Bella Voce”, где она была членом жюри. После конкурса мы подошли к ней, и она подарила нам диск своих дуэтов с сестрой Кариной. Мы решили быть продолжателями тех традиций дуэтного исполнения, которые они заложили.

Вы сотрудничали с такими именитыми дирижерами, как Геннадий Рождественский, Фабио Мастранджело, Дмитрий Юровский. Кто из них у вас оставил самые яркие и незабываемые впечатления?

 С Геннадием Рождественским я познакомилась, когда училась в аспирантуре Московской консерватории. С ним пела мессу Йозефа Гайдна, работать с таким дирижером стало для меня настоящим откровением. Под руководством Фабио Мастранджело я пела Джильду, благодаря ему узнала очень много нового об этой роли. С Дмитрием Юровским мы тоже много работали, первое знакомство с ним состоялось в «Щелкунчике», который был поставлен в Новой Опере. Он даже сделал под меня несколько каденций. Это талантливейшие дирижеры, они сразу слышат твой потенциал и постепенно его раскрывают.

Кстати, Маргарита Александровна Миглау безумно интересно рассказывала о своей работе с Евгением Светлановым. Он предложил ей спеть арию из «Соловья» Игоря Стравинского, а там звучит фа третьей октавы и много сложных фиоритур. Она говорила, что никогда это не споет. Однако Светланов сказал, что это как раз для ее голоса. Когда она выходила на сцену с ним, он настолько все талантливо показывал, что возникало ощущение, будто голос открывается заново.

Елена Терентьева с Геннадием Рождественским

 Хочется вернуться к «Жизни за царя» Михаила Глинки, которая была поставлена в концертном исполнении. Насколько вам интересен и удобен этот формат взаимодействия со зрителем?

Здесь минимум декораций, ты ни за чем не спрячешься. Я наоборот это люблю: здесь нет режиссера, и ты можешь немножко сам побыть им. В Антониде я старалась сделать минимум движений, у моей героини все сконцентрировано внутри. Ее эмоции я старалась передать именно через голос. Мне хотелось, чтобы зрители в зале сами нарисовали себе картинку. А так, мы очень ждем полноценную постановку этой оперы в театре, желательно, классическую.

Что из неисполненного вы хотели бы претворить в жизнь на сцене?

Я мечтаю спеть Франческу да Римини из одноименной оперы Сергея Рахманинова. Когда эту партию дали Миглау в Большом театре, она была счастлива. А арию из этой оперы я пела на всех конкурсах. Я должна продолжать творчество своего великого педагога. Надеюсь, что в скором будущем моя мечта осуществится.

В роли Антониды, “Жизнь за царя ” Михаила Глинки; автор фото – Александр Шварценштейн

Как вы считаете, в чем заключается главная особенность «Новой Оперы»?  За что вы любите свой театр?

В студенчестве я пришла в «Новую Оперу» на «Евгения Онегина», и мы  с сестрой «заболели» этим театром, и первым делом прослушивались именно в «Новую Оперу» и в итоге попали в труппу.

В театре очень много классических постановок – «Риголетто», «Борис Годунов», «Царская невеста». В то же время идет и, например, «Любовный напиток», где удачно соединен классический и современный взгляд. Здесь идут постановки, которые нигде больше не увидишь.

Я хочу сказать большое спасибо родному театру, где служу уже много лет. Тут меня многому научили, воспитали. Мы объездили много стран с гастролями. Для меня « Новая Опера» — это моя путеводная звезда и моя жизнь. Счастлива быть продолжателем традиций, заложенными великим Евгением Колобовым.