Премьерой «Онегина» режиссёра Сергея Новикова открылся фестиваль «Болдинская осень» в Нижегородском государственном театре оперы и балета имени А. С. Пушкина. Было заявлено, что музыка Петра Чайковского останется нетронутой, при этом сюжет существенно изменится. Мария Гордиевская побеседовала с исполнителем заглавной роли Семёном Антаковым о его отношении к режиссёрской интерпретации, работе с дирижером и «джентльменском наборе» баритона. 

Вы уже довольно востребованный артист оперы, пели на сценах Ростовского музыкального и Михайловского театров, гастролировали в Большом и Мариинском. Интересно услышать о ваших первых ролях. 

В опере я дебютировал с небольшой партией Вагнера в «Фаусте» Гуно. Это были мои первые шаги на сцене Ростовского государственного музыкального театра. А потом, спустя где-то полгода, дебютировал в партии Сильвио в «Паяцах». Вообще в Ростове мне много удалось спеть, попробовать себя в разных партиях: в тот же «Фауст» возвращался — только уже как Валентин; Онегина пел пару сезонов.

То есть, сегодня — уже второй ваш Онегин. Какое значение для вас имеет эта роль?

Это же всегда лакмусовая бумажка для баритона, одна из желанных партий. Можно сказать, есть такой «джентльменский набор» ролей, партий для баритона. Собственно, Онегин фактически на вершине этого пьедестала.

Публика однозначно пребывала в состоянии шока и недоумения в связи с такой развязкой дуэли. Как вы отнеслись к интерпретации режиссёра Сергея Новикова, когда впервые о ней услышали?

Свежий взгляд — это всегда здорово, это «новое дыхание». Публика, как я услышал, оценила это. Потому что все ждали, ну когда же он убьет этого тенора (смеется). Но вектор отношений центральных персонажей при этом не изменился. Скорее, изменились какие-то моменты взаимодействия главного героя с Ленским. Когда Онегин, например, поёт: «Убив на поединке друга», — он уже имеет в виду Зарецкого. С Татьяной всё осталось в том же ключе, классическом. А перестановка 3 и 4 картин сделана для того, чтобы показать, что прошло определённое время. У них всё равно были какие-то отношения, велась переписка. В целом вся постановка захватила меня: не только режиссёрское прочтение, но и художественное — декорации, костюмы.

Были ли какие-то сложности в работе с дирижером?

Для меня Дмитрий Синьковский — это вообще открытие. Я в восторге. Потому что чувствовал поддержку от него не только как от руководителя, но и чисто человеческую. У него мощная светлая энергетика, он настоящий музыкант. Учитывал все мои пожелания, у нас с ним не возникало никаких споров, мы как бы в одну сторону всегда смотрели.

В каких постановках вас можно будет увидеть в ближайшее время?

Следующий спектакль — «Кармен», в ноябре в Михайловском театре. Я не так давно, в сентябре, дебютировал в партии Эскамильо. Тоже долго мечтал об этой партии, как и многие баритоны. Это замах на более крепкий репертуар. Здесь [в Нижегородском театре оперы и балета] есть планы спеть того же Эскамильо и Жермона. Так как моя любимая опера — «Пиковая дама», очень хочу спеть Томского. Мне нравятся игровые партии, где можно показать драматическое мастерство, а не только вокальное. 

Фотографии со страницы Семёна Антакова ВКонтакте