12 октября прошел второй день фестиваля современной музыки Gnesin Contemporary Music Week. Образовательную часть провели в Центре Электроакустической музыки МГК имени Чайковского, а традиционный для Gnesin Contemporary вечерний концерт ― в Музыкальной гостиной Дома Шуваловой. Программу второго дня посвятили электронной музыке и способам расширения композиторских возможностей с помощью технологий.
Первым спикером стал Йоханнес Крайдлер ― немецкий композитор, главный теоретик и представитель движения «Новый концептуализм» в музыке XXI века. В музыке Крайдлера четко выделяются две составляющие. Одна ― концептуальные изыски. Например, «Минусболеро» Крайдлера ― это «Болеро» Равеля с вырезанной мелодией, а поскольку Равель говорил, что его Болеро ― «шедевр без музыки» ― то Крайдлер свое сочинение называет примером «антимузыки».
Вторая составляющая ― стремление использовать врожденную природу и ограничения электроники как определяющие части музыки. О возможностях, аспектах и подводных камнях использования электроники, средств мультимедиа и программных алгоритмов он и рассказал присутствовавшим.
Тему алгоритмов применительно к электронной музыке продолжил следующий спикер, австрийский композитор Карлхайнц Эссл, в диалоге с Эльдаром Садыковым. Они говорили о процедурно генерируемой Lexikon-sonata Эссла ― работе, посвященной первому в истории литературы гипертекстовому сочинению Lexikon-roman австрийского писателя Андреаса Окопенко.
На вечернем концерте в исполнении У. Мануйловой (фортепиано), Н. Пьянковой (скрипка), В. Косовой (альт) и А. Весниной (виолончель) прозвучало сочинение Piano, Violin, Viola, Cello Мортона Фелдмана ― композитора, без музыки которого редко обходится Gnesin Contemporary. Сочинение без электроники в «электронный» день, конечно, было неожиданным, но в рамки фестиваля оно вписалось прекрасно.