Первый день Пятого юбилейного сезона дискуссионного клуба «Дебаты» состоялся в апреле в Конференц-зале дома Шуваловых. Возникшую идею мероприятия СНТО приручило к 150-летию со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной. В этот раз в проекте приняли участие дети из двух музыкальных школ: РАМ имени Гнесиных и имени В.Ф. Одоевского. Наставниками команд стали их педагоги, ещё недавние аспиранты Российской академии музыки имени Гнесиных – Полина Фролова и Дмитрий Павликов. В состав экспертов вошли кандидаты искусствоведения – Юрий Вячеславович Васильев (доцент кафедры истории музыки РАМ имени Гнесиных) и Нора Александровна Потемкина (старший научный сотрудник Мемориального музея-квартиры Елены Фабиановны Гнесиной). Темой дискуссии стала очень значимая фигура в истории музыки и вопрос был поставлен так – «Михаил Иванович Глинка – первый русский национальный композитор?». 

Прошло две секции, где каждая из команд музыкальных школ в составе трех человек смогли отстаивать позиции «за» и «против».

https://sun1-54.userapi.com/impg/4z0J6LTrghIv5CJYq8BUO0KfBRlMJBVHAtRt-g/sUvMxQcUG80.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=d4382da2497b1feefca8c23fef5fcfa7&type=album
https://sun9-56.userapi.com/impg/N8XXXAQQERuAUNzSoaq7SRnsq4fmp7d69DLrmA/iKzt0vnrdcs.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=f92524c7c043ab8eac7a72341a2e7994&type=album

В первой секции командой утверждения стали ученики музыкальной школы имени В.Ф. Одоевского: Артур Хаддажи, Мария Росницкая и Валерия Абент отстаивали это утверждение, а команда отрицания была из музыкальной школы РАМ имени Гнесиных в составе: Агния Кулик, Надежда Смирнова и Вера Черная. Ребята рассказали свои подготовленные спичи в трёх раундах и поучаствовали в дискуссии в раунде «Перекрестных вопросов».

В основном, школьники, в силу своего возраста, приводили биографические данные в своих аргументах.

В раунде перекрестных вопросов произошла живая дискуссия участников. Они задали друг другу уточняющие и провокационные вопросы: «Почему в опере «Руслан и Людмила» композитор основывался на французской технике, почему тогда он не выбрал французский сюжет? Почему он выбрал русский источник?», «Почему «Жизнь за царя» Глинки считают первой национальной оперой, если раннее уже существовала опера с подобным названием у Карлоса?».

Эксперты высказывали свои оценки. Нора Александровна посчитала, что обе команды выступали достаточно аргументировано и дала им ценные советы для изучения творчества композитора. Убедила эксперта команда отрицания. Юрий Вячеславович похвалил обе команды, сказав, что их доказательства были интересными и показали их довольно широкий кругозор, но, по его словам, «диспут не привел к какому-то определенному итогу… и закончился «боевой» ничьей». 

https://sun9-44.userapi.com/impg/gI7VUkep2CxS7qnDUOj9WIpa9p_zfO6I0cERFg/d5STHOYe4O8.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=dd78c12ef7c1187d2c2e3a2be6dc7086&type=album

Вторая секция была более оживленной и интересной. В ней позицию «за» отстаивали уже учащиеся музыкальной школы РАМ имени Гнесиных в составе: София Кукалева, Денис Усенко и Матвей Лукьянов, а позицию «отрицания» ученики детской музыкальной школы имени В.Ф. Одоевского в составе: Александр Росницкий, Пелагея Шумакова и Мария Максимова. 

Дети также приводили биографические данные, но были и интересные наблюдения. Например, один из спикеров привел статистику по прослушиванию музыки Глинки на онлайн-площадках! Это впечатлило экспертов, так как никто до этого не основывался на таких данных.

https://sun9-50.userapi.com/impg/Ru90CxIFZUuuwHt0SfT5eBrn-OPjOT2uMNlhpA/g6Zb_uXPjHA.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=cd9a36e92043abfd2c3a5665bb0c692e&type=album
https://sun9-44.userapi.com/impg/A4lwz5EFHOHkqPK0-aotYzSzRT07NLeQ_AB3Mw/n7idJRic_yM.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=a57bda5e0f6a3c3a5a6e9ca20b53eb04&type=album

Были рассмотрены, также произведения, которые композитор писал под впечатлением от путешествия за границей. 

На вопросы экспертов, правда, с небольшими подсказками, ребята смогли ответить убедительно.

Интересным стал заключительный спич команды «отрицания», где доказательства основывались на записях в дневнике композитора. Главным аргументом спикер посчитала «громкую» надпись на афише: «Михаил Глинка. Итальянец в России». 

Эксперты посчитали, что аргументы у обеих команд были убедительными, но и эта секция была закончена ничьей. Жюри отметило то, что школьники выступали без листков с записями и говорили уверенно, зная свою тему. 

Юрий Вячеславович поделился интересными фактами об опере «Жизнь за царя».

https://sun9-35.userapi.com/impg/BX-RjJ-EPa8oBjyKrKAF3wQ6zipQYJksldpY4g/W4nGSj-EKqo.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=bef24f981943b6fb3e6aa8b90f17aea7&type=album

В заключительной речи ведущая Яна Горелик поблагодарила всех присутствующих, рассказала об организации этой встречи и о том, что «Дебаты – дети» проводились впервые. Выступили с речами благодарности и наставники команд. Дмитрий Павликов подчеркнул, что дети вышли на новый уровень, поучаствовав в непривычном формате в качестве ораторов и похвалил их за то, что многие выходили без записей на листках и говорили от себя уверенно, чего иногда не хватает даже взрослым студентам и аспирантам… Наставник также отметил, что проект «Дебаты» один из самых ярких в Российской академии и пожелал ему дальнейшего развития. Полина Фролова поблагодарила ребят за их желание, отклик, затем добавила, что восхитилась во время подготовки стремлениями и энтузиазмом своих учеников.

Такая форма «Дебатов» положительно повлияла на познания детей в музыкальной литературе, расширив их кругозор в рамках одной темы.

Фото: Анжелика Жаренова