Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко показал первую в этом сезоне «Пиковую даму» Петра Чайковского. Филипп Геллер не смог пропустить это событие и побывал на спектакле.

Всего шесть лет существует «Пиковая дама» Александра Тителя. Постановка уже признана культовой и всегда пользуется огромным успехом у аудитории. Спектакль элегантен, сделан с большим вкусом и тактом.

Символом визуальной части (художник-постановщик Сергей Бархин) стала колоннада — образ Петербурга, который довлеет над героями. Это не чинный град XVIII столетия, а Петербург Достоевского, насыщенный мистикой и бредовыми галлюцинациями. Изящные костюмы (художник Мария Данилова) а-ля декаданс прекрасно вписались в общий колорит постановки, который повторяет цветовую гамму оформления зала театра. Перенос действия в эпоху Серебряного века выглядит оправданно —  Чайковский в своем сочинении явно смотрел в будущее, он предвосхитил модерн и тягу к прошлому мирискусников. А поведение героев оперы выглядит слишком смело для конца XVIII столетия, они явно люди из будущего. Изменился в новой версии и облик Графини — это не сгорбленная старуха с клюкой, а статная и породистая дама лет сорока пяти, увлекающаяся пассеизмом (оттого она и вспоминает Помпадур и других деятелей прошлых веков). Она явно не собирается умирать — Титель просто не стал перечить Чайковскому, и оставил всё так, как было у композитора. Невозможно забыть ее сексуальный поцелуй с Германом перед смертью — хотя и этот момент не расходится с замыслом композитора, ведь Графиня — персонаж из параллельного мира, мертвая невеста офицера, антипод живой Лизе. И этот роковой поцелуй разрушает психику Германа, доводит его до бредового состояния и сумасшествия.  Как и прописано у Петра Ильича, призраки Графини и Лизы появляются перед Германом в последней картине — и это дорогого стоит, ведь обычно их не показывают в этой сцене. Интересно решены и некоторые другие сцены: так, пастораль «Искренность пастушки» —  полноценная вокально-балетная сцена, решенная в жанре комедии дель арте, спектакль в спектакле.

Постановка идет в двух актах без перерывов между картинами, что, несомненно, придает общей композиции целостность. Музыкальная концепция оперы, благодаря вихревым и энергичным темпам, которые задавал Феликс Коробов, выглядела очень динамично и экспрессивно. Ушли излишняя помпезность и статика, которые поднадоели в других интерпретациях.

Истинным подарком стало выступление Нажмиддина Мавлянова в партии Германа. Его герой — несчастный человек, полный внутренних противоречий. В стремлении к счастью он попадает под влияние иррационального и сходит с ума. Желание узнать и выиграть три карты становится идеей фикс — прозрение наступает в финальной арии. Герой с ужасом осознаёт, что ни честный труд, ни стойкие нравственные принципы не приведут к успеху. Стоит лишь знать только три заветных слова — и ты можешь достигнуть великого богатства. Мавлянов не просто поет и играет, он проживает судьбу своего Германа. Блистательное владение различными динамическими оттенками, а также полное и точное соблюдение авторского текста (исполнитель выпевал все ноты, которые прописаны Чайковским, а не переходил на декламацию или крик, как делают многие другие исполнители) превращают его выступление в музыкальное откровение. Такого Германа сейчас не сыщешь днем с огнем.

Покоробило режиссерское решение арии «Что наша жизнь? Игра!» — во время ее исполнения в зале включается свет, и Герман демонстративно поет ее зрителю. Этот дешевый прием снижает общий замысел версии.

Лиза в исполнении Елены Гусевой — не сентиментальная героиня конца XVIII столетия, а трагическое и угнетенное дитя символизма. Девушка вовсю отдается своему сильному чувству и гибнет из-за жестокой несправедливости судьбы. Артистка безупречно провела всю партию, но более всего впечатлила сцена у канавки — она была исполнена с подлинным накалом.

В партии Графини блистала легенда мировой оперной сцены Елена Заремба. Величественная и недосягаемая, со своей внутренней загадкой, ее героиня как никто остро ощущает противоречивость времени и даже слышать не хочет о смерти. Но она ее настигает. Прекрасная Дама — Заремба восхитила не только аристократичностью манер, но и мастерски отделанной фразировкой, вокальной подачей — каждое слово было подано, как изысканное и дорогое блюдо.

Впечатлила кантилена и плавность красивейшего тембра Евгения Качуровского — благородного и со всей нежностью любящего Лизу князя Елецкого. Оставил желать лучшего Антон Зараев (Томский) — в знаменитой балладе он чуть не дал осечку и на последнем издыхании пропел финальные верхние ноты.

Заветная комбинация «Тройка, семерка, туз» работает только в МАМТе — именно здесь можно увидеть наиболее интересную и качественную «Пиковую даму» Петра Чайковского в Москве.

Авторы фото: Сергей Родинов, Илья Долгих