7 декабря продолжились заседания секции «Консерваторы и прогрессисты в истории музыкальной культуры. К 150-летию Александра Николаевича Скрябина и Сергея Васильевича Рахманинова», завершившей Международную научную конференцию «Музыковедческий форум-2022».

Первой выступила кандидат искусствоведения, профессор Иерусалимского университета Юлия Вольфовна Крейнина. В своем докладе «XX век в диалоге с Бахом: новаторство или консерватизм?» она сопоставила цитаты Макса Регера и Густава Малера об Иоганне Себастьяне Бахе и выявила, насколько творчество последнего повлияло на музыкальный язык прошлого столетия.

В работе доктора искусствоведения, профессора Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Татьяны Вадимовны Букиной были проанализированы рецензии второй половины 1920-х на выступления вернувшегося из-за границы Сергея Прокофьева.

В своем сообщении «Парадоксы консерватизма С. В. Рахманинова» доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Вера Борисовна Валькова отметила, что композитор опирается на романтические традиции, но при этом его творчество созвучно духу времени.

Интересную сюжетную параллель между циклом «Девять песен И. В. Гете» Николая Метнера и «Прекрасной мельничихой» Франца Шуберта провела кандидат искусствоведения Екатерина Дмитриевна Куценко.

Первую половину секции завершило выступление кандидата искусствоведения, доцента, заведующей кафедрой музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Любови Абрамовны Купец. По материалам статей «Русской музыкальной газеты» она рассмотрела музыкальную личность Александра Глазунова и выявила, что для современников он был одним из ведущих русских композиторов, прежде всего — выдающимся симфонистом.

Вторая часть заключительной секции открылась сообщением кандидата искусствоведения, члена региональной Ростовской организации Союза композиторов России Светланы Владимировны Надлер «Скрытые сюжеты оркестровых сочинений Скрябина и Рахманинова». Докладчик поведала о редко используемых стихах Александра Скрябина к поэме «Экстаз», которые проливают свет на содержание этого сочинения, а также отметила прием фугато у Рахманинова, который он употреблял из произведения в произведение.

Творчеству Николая Рославца был посвящено выступление докторанта Токийского университета искусств Яммото Акихиса. Молодой исследователь рассказал о произведениях композитора для пролетариата — Рославец стремился воспитать и музыкально подготовить нового советского слушателя.

Композитор Аскольд Муров в докладе кандидата искусствоведения, доцента Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, преподавателя Нижегородского музыкального училища имени М. А. Балакирева Вероники Александровны Карнауховой предстал одновременно как консерватор и прогрессист — дарование одного из основателей сибирской композиторской школы было очень многогранно. На яркой ноте завершила конференцию доктор искусствоведения, профессор Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова Евгения Романовна Скурко. Ее сообщение было посвящено баховской теме в сочинениях Романа Леденёва — композитор часто цитировал фрагменты из произведений великого классика в своих творениях и очень вдохновлялся его музыкой.