6 декабря в рамках Международной научной конференции «Музыковедческий форум-2022» прошли заседания секции «Консерваторы и прогрессисты в истории музыкальной культуры. К 150-летию Александра Николаевича Скрябина и Сергея Васильевича Рахманинова». Как сочетались традиции и их преодоление в музыкальном искусстве? В каких рамках трактовали и воспринимали творчество композиторов современники и потомки — этим и другим вопросам были посвящены сообщения секции.

Заседание открыл доклад научного сотрудника Государственного института искусствознания Василисы Александровны Александровой «Песни и пляски смерти М. П. Мусоргского — Н. А. Римского-Корсакова: охранитель против новатора? (комментарий к статье Г. Редлиха «Возрождённый Мусоргский», 1929)». Первая редакция цикла, сделанная Н. А. Римским-Корсаковым, часто рассматривается как вмешательство закостенелого консерватора в замысел автора. Исследователь попыталась предоставить объективный взгляд на работу оперного классика.

Доктор искусствоведения, профессор Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки Тамара Николаевна Левая рассматривала сходство фигур композиторов А. Н. Скрябина и Н. К. Метнера — двух ярких новаторов.

Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Марина Григорьевна Раку в докладе «Рахманинов в СССР: официальный статус и неофициальный образ» рассказала о судьбе творчества эмигрировавшего композитора в новой России — о любви слушателей, широком исполнении произведений, о недолгом бойкоте творчества в 1932 году и о «возвращении» творчества композитора на родине. В ходе обсуждения Марина Григорьвна отметила, что события вокруг творчества Рахманинова показывают, что в 1920-30-е годы в Советском Союзе не было устоявшегося официального и общественного мнения в вопросах искусства. По поводу музыки Рахманинова в СССР второй половины XX века: «Невозможно было отказаться от музыки Рахманинова. Она сама пробила ту брешь, и отказать в ее существовании публике было практически невозможно — благодаря тому, насколько она “прописалась” в сознании музыкальной общественности и гораздо более широких масс».

Кандидат искусствоведения, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Татьяна Юрьевна Масловская анализировала фигуру Р. М. Глиэра, которого нельзя однозначно отнести к консерваторам или новаторам. «Интересы и композиторский ответ на импульсы, которые он получал, поначалу абсолютно не соответствовали друг другу. <…> Он интересовался философией, причем самыми новейшими философскими течениями <…>, очень серьезно изучал современное искусство, а вот его первым сочинением была абсолютно традиционная Первая симфония. <…> Если послушать — не отличить от кучкистского сочинения второй половины XIX века. Стиль был совершенно «стертым», никакой индивидуальности там не просматривалось», — подчеркнула Татьяна Юрьевна, говоря о стиле раннего Глиэра. В его творчестве исследователь отметила восприимчивость к разным национальным культурам и интерес к современному искусству как ключевые факторы эволюции стиля. Глиэра нельзя назвать консерватором, рассматривая его творческие принципы и эстетику, но советский Глиэр — это скорее консерватор. В дополнение доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, старший научный сотрудник Государственного института искусствоведения Вера Борисовна Валькова отметила схожесть замысла симфонической картины «Тризна» с концепцией скрябинской Мистерии.

С докладами также выступили:

  • кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России и Союза журналистов России, доцент Краснодарского государственного института культуры Сергей Викторович Аникиенко «Концерт А.Н. Скрябина в Екатеринодаре 15 января 1912 г.: историографический аспект»
  • доктор искусствоведения, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского Борис Борисович Бородин «Охранительная функция инструментальной культуры композитора (на примере творчества композиторов-пианистов)»
  • аспирант 1 года обучения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Данила Вадимович Любимов «Хореографическая поэма» К. С. Уральского на музыку Второго концерта С. В. Рахманинова»
  • доктор культурологии, проректор по научной работе, заведующая кафедрой философии и эстетики Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Татьяна Борисова Сиднева «Моцарт в художественном контексте Серебряного века: символ космической гармонии или оплот академизма?»
  • PhD, Университет Южной Вирджинии (США) Кинан Рисор, Assiciate Professor of Music and Director of Keyboard Studies at Southern Virginia University Keenan Reesor «Рахманинов в музыкальных словарях и энциклопедиях (1900-2013)
  • кандидат искусствоведения, главный специалист Отдела научного описания фондов личного происхождения Российского государственного архива литературы и искусства Галина Михайловна Малинина «Неизвестные документа Рахманинова в РГАЛИ»
  • аспирантка кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Анастасия Александровна Хлюпина «Репертуарная политика Парижской оперы XVIII века: между консерватизмом и новаторством»

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, отдел «Искусства стран центральной Европы» Валерия Николаевна Федотова «Консерваторы» и «прогрессисты» в истории болгарской музыки XX века»