Субботнее утро студентов Академии имени Гнесиных началось не с кофе. 17 декабря музыкальные журналисты, композиторы и музыковеды во главе с Д. А. Нагиной посетили выставку «Дягилев. Генеральная репетиция».​

С 4 октября 2022 по 5 февраля 2023 года в Новой Третьяковке запущен новый выставочный проект, приуроченный к 150-летию со дня рождения​ русского театрального деятеля Сергея Дягилева.

Название выставки связано с двумя интересными фактами. Во-первых, собранные экспонаты представляют собой генеральную репетицию перед созданием именного зала антрепренера на Крымском Валу, а во-вторых, репетиция — название ряда сюжетов в хореографии, созданных в XX веке, которые впускают зрителя в «репетиционную комнату» артистов.

Пуанты Тамары Карсавиной. Фрагмент костюма Коломбины по эскизу Льва Бакста

Каждый зал, снабженный исторической справкой в виде настенной афиши, посвящен определенной постановке балета за рубежом: «Весна священная», «Свадебка», «Жар-птица», «Шехеразада», «Русские сказки», «Шут», «Золотой петушок» и др. В них собраны фотографии, письма, костюмы, эскизы декораций и костюмов, видеофрагменты с премьер.

Костюм Звездочета для балета «Золотой петушок» (автор эскиза Наталия Гончарова)

Например, первый экспонат, который мгновенно вызывает интерес, — милые пуанты Тамары Карсавиной, непривычные по своему виду для глаз современного зрителя. Костюм Звездочета, сделанный Наталией Гончаровой для балета «Золотой петушок» заслуживает не меньшего внимания. Редкие фотографии и афиши «того» времени по-особенному погружают гостей в эпоху Дягилева и его современников.

Кульминацией выставки становится комната «Репетиция». Первый балет о постановке балета поставила Бронислава Нижинская под названием «Ромео и Джульетта» (1926). Именно она положила начало этому необычному сюжету. В этой комнате зритель попадает в хореографический зал с зеркальными стенами, станком и деревянной конструкцией из известной сцены из спектакля «Ода» посреди зала.

Завершает выставку небольшой документальный фильм с участием Дмитрия Гуданова (артиста балета, хореографа и премьера Большого театра), Алексея Мирошниченко (хореографа Пермского театра оперы и балета), Варвары Вязовкиной (критика, историка балета и сотрудника литературно-издательского отдела Большого театра) и др. Выставка знакомит с видными деятелями искусства XX века. Артистами и хореографами, композиторами и художниками, всеми теми, кто совершил «русскую революцию» в искусстве.