8 декабря состоялась церемония награждения The Game Awards – престижной премии, которую вручают за достижения в области компьютерных игр и киберспорта. «Лучшим саундтреком» назвали музыкальную дорожку к игре God of War: Ragnarök. Почему из пяти претендентов на победу в этой номинации выбрали именно её, разбирался Сергей Августовский.
Саундтрек ― неотъемлемая часть почти любого фильма. Он создает атмосферу, передает настроение героев, сопровождает экшн-сцены. Еще большая роль у саундтрека в игре: помимо «кинематографической» роли, он еще и побуждает игрока вести себя определенным образом: лезть в драку напролом, продумать тактику боя и подготовиться или же вообще избежать сражения. Он не всегда должен быть самостоятельным музыкальным произведением, более того, хорошим игровым саундтрекам часто присуща некоторая фоновость и умеренная (а не особо сильная) выразительность: он должен дополнять игровой процесс, а не отвлекать от него.
Конечно, не все саундтреки стоит слушать отдельно, и не всегда их стоит слушать целиком (ага, пойди послушай 11 часов Xenoblade Chronicles), но все саундтреки этого топа в какой-то мере удались (между прочим, не всегда как саундтреки). И премия в этом году была получена вполне заслуженно, а не на безрыбье ― но так уж сложилось, что оппоненты God of War не совсем подошли по формату: особенно суровой борьбы за первое место не случилось. Тем не менее, номинанты заслуживают персонального разбора.
A Plague Tale: Requiem
Это экшн-квест с элементами стелса (т.е. у нас есть история, есть драки, но мы стараемся прятаться и избегать врагов) и вторая игра серии A Plague Tale, рассказывающей историю брата и сестры Гуго и Амиции де Рун, которые ищут лекарство от таинственной болезни Гуго, спасаясь от солдат инквизиции и полчищ чумных крыс.
Автор саундтрека ― Оливье Деривьер, написавший музыку также и к первой игре серии ― не первый год находится в индустрии видеоигр: за плечами у него более 20 игр, среди которых есть даже высокобюджетный блокбастер класса ААА: Assassin’s Creed IV: Black Flag — Freedom Cry.
Тема мрачного средневековья с ужасами болезней и инквизиции иллюстрируется довольно удачным сочетанием струнного оркестра с хором и сольными инструментами. Отлично вписываются в игру номера со стилизацией под средневековую музыку: лютня или мандолина соло, волынка, обороты, характерные для светской музыки эпохи возрождения. В отдельных треках для нагнетания напряжения средневековые средства сочетаются с привычными для кинематографа и игр средствами: педали, сложный ритмический рисунок и шумы, сделанные с помощью искажения уже звучащих инструментов.
Замечательны и хоровые номера, заметно опирающиеся на французскую композиторскую традицию: слышится неожиданное сходство с работами французских композиторов ХХ века, особенно с «Ликом человеческим» Пуленка. Похоже, именно они ― главная причина, по которым саундтрек попал в топ.
А вот чего в музыке не оказалось, несмотря на ожидания, так это пасхалок и цитат средневековых тем (не то, чтобы это было в упрек композитору, но сам сеттинг подразумевает, что пасхалки могут быть).
Elden Ring
Мрачное фэнтези в духе Dark Souls, с открытым миром и сценарием от Джорджа Мартина (по мнению критиков, пока «Игру престолов» снимали по его книгам, все было хорошо, а потом стало как-то не очень), разработанная японской студией FromSoftware. Мир игры, Междуземье, помимо разного рода Древ Жизни и могущественных артефактов, отличается тем, что большинство его обитателей не могут умереть своей смертью, и вынуждены веками слоняться по земле, теряя остатки разума и всё больше напоминая живых мертвецов. Этот пейзаж иллюстрировали пятеро композиторов-ноунеймов: Цукаса Саито, Шои Миядзава, Таи Томисава, Юка Китамура и Йошими Кудо.
Несмотря на то, что главная тема игры написана для полного симфонического оркестра, почти половина саундтрека ― «музыка пустоты»: десятки треков разными оттенками рисуют мрачный пустынный ландшафт. Тремоло-глиссандо струнных, тянущиеся секунды у хора, порывы ветра и загробный шепот сопровождают игрока в его путешествиях по миру. Сочетается с игрой просто потрясающе, но на самостоятельность, похоже, не претендует.
Контраст им составляют боевые темы (преимущественно темы боссов): обилие ударных инструментов и различных шумов, диссонансы у струнных, периодические аккорды у меди и заклинания хора на неведомом языке. Вроде бы ничего удивительного и концептуально нового, но сделано качественно, и для сопровождения битвы с боссом вполне сойдет. Большая беда саундтрека в том, что все три часа музыки на деле состоят из очень уж похожих тематически и стилистически треков: пяти композиторам удалось достичь небывалого стилистического единства, часто переходящего в однообразие.
Несмотря на однообразие и общую невыразительность, саундтрек весьма иммерсивный и очень способствует погружению в игру. Наверное, именно поэтому его и номинировали на лучший саундтрек ― комплектом к «Игре года», где Elden Ring стал победителем.
Metal: Hellsinger
Это, за одним очень важным «но», классический шутер, в котором игрок спускается в ад чтобы перестрелять местных обитателей, в плане геймплея и внешнего вида ― клон Doom Eternal, последней игры знаменитой серии. Авторы решили «списать незаметно», и, глядя на то, как в сообществе Doom долго жил мем «покупая Doom, ты платишь за гениальный саундтрек, а игра идет бесплатным бонусом», решили сделать свою игру с гениальным саундтреком. И «но», отличающим Metal: Hellsinger от Doom стала привнесенная в игру черта, характерная для жанра музыкальных игр (т.н. ритм-экшн): игроку нужно попадать в такт с музыкой для максимального урона, бонуса к перезарядке, здоровью и т.п. (здесь ведь все играли в похожие мобилки?)
Конечно, саундтрек, написанный шведским дуэтом Two Feathers, довольно неплох. Добротный хэви-метал альбом, да еще с кучей приглашенных вокалистов успешных хэви-метал групп: Серж Танкян (System of a Down(!)), Бьорн Стрид (Soilwork и Act of Denial), Микаэль Станне (Tranquility), Алисса Уайт-Глаз (Arch Enemy) и другие; многие треки продублированы и в зависимости от действий игрока звучат без вокала, с чистым вокалом, гроулом или со всем вместе (ниже именно такой вариант).
Казалось бы, всё замечательно и у нас на руках крутой рок-альбом, но хэви-метал как жанр имеет специфическую репутацию, из-за которой нарезка демонов соломкой и кубиками под него превращается в банальность, и с этим хеви-металом как будто бы нужно что-то сделать (здесь можно вспомнить музыку к «Doom»-2016 и «Doom Eternal», где хеви-метал превратился в смешение нескольких жанров): не всегда он обеспечивает достаточную степень погружения, и не всегда вокал в саундтреке ― это хорошо (негласное правило саундтрека: если нужен вокал ― используй хор). Решение от комьюнити пришло быстро в виде мема: хорошую игру в настоящий шедевр превращает… Меладзе (которого можно установить вместо оригинальной музыки):
Xenoblade Chronicles 3
RPG от Nintendo для консоли Nintendo Switch, продолжение огромной 20-летней серии “Xeno” в стиле техно-аниме. Здесь вс\ довольно традиционно для аниме: достаточно прямолинейный сюжет с невероятным количеством деталей, кошкодевочки, лазерные мечи, эпичные позы и фантастические пейзажи.
Одиннадцатичасовой саундтрек писали пятеро композиторов: четверо ноунеймов под руководством и в сотрудничестве с Ясунори Мицуда ― автором музыки ко всем играм этой серии, а также серий «Chrono», «Shadow Hearts» и «Inazuma Eleven».
Музыка вышла специфически-анимешной, но при этом сделанной крепко и со вкусом: треки не приторные (как это часто случается в аниме), местами с характерными для японской традиционной музыки элементами вроде глиссандо у флейт (имеющих сюжетное значение) и мелодических украшений у струнных. Треки окружения часто написаны для струнного оркестра, солирующих флейт и фортепиано, в боевых же большую роль играет ударная установка и электрогитары.
Саундтрек довольно характерный для аниме, достаточно иммерсивный и достаточно разнообразный, чтобы не надоесть за 80+ часов геймплея, на которые рассчитана игра, но при этом явно уступающий победителю, особенно ― как самостоятельное произведение.
God of War: Ragnarök
Победитель номинации ― экшн-квест с элементами слэшера: «режь-кромсай своих врагов, к нам идет война богов». Эта игра ― продолжение довольно большой серии, и повествует о полубоге-спартанце, участвующем в войне «настоящих» богов, поочерёдно убивая их одного за другим (последние в принципе с ним тоже не церемонятся, да только сноровки у них не хватает).
Беар МакКреари, написавший музыку к этой и предыдущей играм серии, известен саундтреками не только к играм (среди которых, помимо God of War, еще и Call of Duty: Vanguard, и Assassin’s Creed: Syndicate ― Jack the Ripper). Так, его саундтрек к сериалу «Чужестранка» (2014 ― 2022) номинирован на Эмми. Стоит упомянуть и неплохую музыку к скандально известному сериалу Амазона «Кольца Власти», вышедшему в этом году.
В партитуре «God of War: Ragnarök» чувствуется сильно влияние Голливуда: традиционный симфонический оркестр со специфическим «дорогим блокбастерным» звуком. В отличие от японской «безвестной пятерки» Elden Ring, его партитура отличается широким разнообразием от лирических Адажио до эпических пейзажных и подвижно-агрессивных боевых тем, отмеченных также и элементами обобщенно-нордического стиля музыки (норвежская скрипка с плоским звуком, григовские гармонии и вот это вот все).
Можно с уверенностью говорить, что автор трактует саундтрек именно как симфоническую партитуру: в нем есть не одна-две, как это часто бывает, а больше пяти лейттем. Можно сказать, по заветам Говарда Шора и его гениальной музыки к трилогии «Властелин Колец». Конечно, Беару МакКреари не удалось затмить гениальную музыку Шора (да и не сказать, что это было целью), но очевидно, что его работа выполнена на очень высоком уровне, и в более традиционном для большого экрана стиле.
Итак, почему же именно God of War стал саундтреком года? Посмотрим на номинантов глазами жюри: Elden Ring слишком пустой и ненавязчивый, Xenoblade ― та же беда, только больший объем и другой стиль (но тот же плюс с незаметным погружением в мир игры), Hellsinger ― замечательный рок-альбом, но в качестве сопровождения не всегда работает: такие саундтреки игроки как правило загружают в плеер, но премию дают более традиционным работам. Из оставшихся двух «Plague Tale» ― потрясающе иммерсивная и удивляет десятком действительно классных номеров (их правда стоит послушать), но остальные у нее несколько провисают. Остается только «God of War», удерживающий высокую планку все три с половиной часа игрового звучания (не говоря уже об официальном двухчасовом альбоме).