Воскресное утро 25 декабря — для кого-то, может, Рождество, а для кого-то — минута славы. В Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных прошла долгожданная презентация научно-творческих проектов студентов и аспирантов в рамках II Всероссийского конкурса «Консерваторская наука». Что происходило в первой половине дня, узнала Владислава Власова.

Конкурс «Консерваторская наука» проводится Гнесинской академией в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» уже во второй раз. До 30 октября нынешнего года молодые исследователи должны были представить свои материалы для отборочного тура. И теперь, спустя месяц, они защитили свои проекты перед жюри, экспертами и зрителями. По просьбе ведущих презентации — кандидатов искусствоведения Виталия Владимировича Алеева и Инги Александровны Пресняковой — выступления участников были краткими: каждый представлял видеоролик, буквально в трех предложениях рассказывал о своем проекте, а затем коротко отвечал на вопрос эксперта.

Начало прошло не совсем гладко. Техника, как часто бывает, подводит, поэтому предоставить по видеосвязи слово председателю организационного комитета, доктору искусствоведения, ректору Российской академии музыки имени Гнесиных Александру Сергеевичу Рыжинскому и члену организационного комитета, кандидату педагогических наук, Президенту Российской академии музыки имени Гнесиных Галине Васильевне Маяровской удалось, но услышать, увы, нет. Зато участников поприветствовали сопредседатель организационного комитета, эксперт-консультант в сфере частного музыкального образования, член Союза деятелей музыки, кино и телевидения России Виорика Федоровна Ротару и ректор Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Алексей Александрович Кубышкин. По их словам, конкурс, объединяющий науку и творчество, радует творческим потенциалом и высоким качеством. И, действительно, потенциал участников был очевиден для всех присутствующих: выходя на сцену, студенты с энтузиазмом и достойно защищали свои работы.

Просмотр презентаций открылся номинацией «Музыка и общество. Научно-просветительский проект».

Студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Мария Андрюшина рассказала о проекте «PHOTAGOGIKON — СВЕТИЛЕН: от древности к современности». Презентация была представлена в виде фильма-концерта, в котором ансамбли «Знамение» и «Инъ роспевъ» исполнили праздничные светильны. Этот просветительский концерт стал результатом научно-исследовательской работы. Авторы подготовили концерт, на котором прозвучали 12 новых для слушателей сочинений. Песнопения были найдены в нотированных источниках конца XXVII-XXVIII веков, которые хранились в фондах Государственного исторического музея, Российской государственной библиотеки, Библиотеки Российской академии наук и Российской национальной библиотеки. Авторы проекта расшифровали тексты и представили их публике. Вместе с тем студенты отделения композиции Санкт-Петербургской консерватории написали свои сочинения на основе найденных песнопений. Некоторые из них также вошли в программу концерта, став творческим итогом научного исследования. Эксперт заведующая кафедрой продюсерства исполнительских искусств Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова Александра Владимировна Крылова отметила, что в основе проделанной работы лежит плодотворная идея: показать, как музыкально-духовное наследие прошлого оказывается близким нашей современности.

Студенты Астраханской государственной консерватории Алана Аливердиева, Маисат Гусейнова и Елизавета Дегтярева рассказали о «Марке Ароновиче Этингере и его роли в музыкальной культуре Астрахани». Девушки подготовили документальный фильм о профессоре с элементами новостных жанров (интервью, стендапы) и художественного кино. Символично, будто отсылая к творчеству Андрея Тарковского, фильм обрамляло звучание Органной прелюдии И. С. Баха f-moll.

Презентация студентов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова оставила яркое впечатление у зрителей и экспертов. Авторы исполнили литературно-музыкальную композицию, включающую в себя отрывок из спектакля «История, сквозь русскую народную музыку и литературу»: Шут на острове родился» и фрагмент из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Ой, кто бы, кто бы нам ребята». Проект авторства Александры Рождественской называется «История России в литературе на материале романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” и музыкальном фольклоре из архива Саратовской консерватории».

Интересный проект представила Диана Томских (Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова). В фильме «Гармония контрастов: о женщинах-музыковедах» студентка провела блиц-опрос с преподавателями теоретических дисциплин своей консерватории и сделала на основе полученных ответов некоторые выводы о том, каков образ женщины музыковеда, педагога, музыкального ученого в XXI веке. Вопросы интервьюера были нестандартные: Если бы вы попали в идеальный мир без обязательств, какой был бы ваш первый поступок? С кем бы вы хотели выпить чашечку кофе из исторических личностей? Если б появился шанс родиться в другую музыкальную эпоху, то какой бы она была? Какую музыку вы слушаете, когда никто не видит? Ответы были порой неожиданны и по-женски мечтательны и поэтичны.

В своем резюме эксперт доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерваторииимени М. И. Глинки Юлия Владимировна Антипова обратила внимание на то, что «феминистский дух» фильма был нарушен закадровым мужским голосом, хотя отлично был передан характер передовых женщин современного музыковедения и, между делом, показаны магистральные направления Петрозаводской консерватории. На вопрос «Что объединяет героинь фильма и позволяет говорить о музыковедах в женском ключе?» студентка ответила кратко: «Интеллект».

Следующая номинация «Сохранение нематериального культурного наследия народов России. Научно-экспедиционный проект» была посвящена фольклористам. Этномузыкологи делились результатами своих экспедиций и не только.

Студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Любовь Константинова представила творческий научно-экспедиционный проект «”От бабушки, с любовью…” Фольклор в семейных традициях», в котором рассказала о русских традициях, воспользовавшись семейными архивами и рассказами своей бабушки. Автор проекта отметила, что представленные в проекте лирические песни могут стать хорошим материалом для последующего научного исследования. По словам эксперта, профессора Астраханской государственной консерватории  Людмилы Владимировна Саввиной, с одной стороны фильм отличается краткостью, с другой — емкостью содержания.

Другая студентка из Санкт-Петербурга Яна Лорви выступила с проектом «Вепсские колыбельные в контексте двуязычной традиции». В ее фильме Галина Ильинична Герасина, жительница села Винницы Ленинградской области знакомила зрителей с причитаниями, частушками, колыбельными и свадебными песнями из Вепсской фольклорной традиции. Всё это дополнялось подробным описанием композиций и исторической справкой. Заведующая кафедрой этномузыкологии Российской академии музыки имени Гнесиных Лариса Михайловна Белогурова заметила, что фильм отличается сбалансированным сочетанием художественной, документальной и научной составляющих: «Это настоящий научно-популярный фильм, очень качественно сделанный». Фильм был наполнен множеством символов: бесконечной дорогой, медленно текущей рекой, туманами и осенними пейзажами с пожухлой травой и голыми деревьями. Подобный видеоряд, по словам автора проекта, имеет личный характер и связан с важностью изучения уходящей традиции.

Контрастом «осенней» тематике послужил «весенний» проект студентов Российской академии музыки имени Гнесиных «Напоюсь, напляшусь и потом дела делаю — всё пою и пляшу». Ольга Мерзлякова, Дарина Гончаренко, Виктория Колошина и Анна Киселёва представили результаты летней экспедиции в Сеченовский район Нижегородской области. После познавательного, наполненного юмором и оптимизмом фильма, в котором приняла участие носительница локальной традиции Александра Николаевна Ерофеева, ребята исполнили на сцене «Пляску с частушками под Сормача».

«Путешествие в края вятских мари: фрагменты» — так называется проект студентов Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Лианы Федоровой, Марии Барабановой и Елены Вагановой. Фильм поразил экспертов своей просветительской стороной, а также глубоким погружением в тему одной из его авторов — Лианы Фёдоровой. Студентка выступила в роли повествователя и поведала о традициях людей из деревень Кировской области, а также познакомила экспертов и зрителей с понятием «танцевальный напев».

Еще одна студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Анастасия Хороших защитила проект «”Наследство — наследникам”. Постановка пинежской сказки с участием детского фольклорного коллектива в д. Веркола в ходе экспедиции 2022 года». В ее видеопрезентации были показаны материалы с подготовки и постановки сказки для детей села Веркола Архангельской области. Эксперты отметили важность этого проекта в том, что он не просто просветительский, но и интерактивный (с привлечением детей). Подобные реконструкции несут гуманистическую идею и помогают поддерживать и сохранять наследие прошлого.

В заключении дневного киносеанса выступили участники из номинации «Неформальное музыковедение. Инициативный проект». Студенты-этномузыкологи Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Елена Черменина, Валентина Столярчук, Александра Коростелёва и Софья Иванишкина представили проект «ЭтноМаяк». Презентация была больше похожа на рекламный ролик, в котором молодые этномузыкологи со всей страны приглашались к участию в 3-х дневном образовательном форуме. В диалоге двух девушек раскрывались важные вопросы о важности существования проекта, о его значимости для этномузыкологов, о профессиональном выгорании, о том, как можно развиваться узким специалистам в мире музыки. Поднималась даже немаловажная тема денег и возможности заработка. По словам авторов, главный посыл проекта в том, что нужно верить в себя и свои силы, тогда знания и навыки, приобретенные во время учебы, сохранятся и приумножатся. Первая часть выступлений завершилась приглашением ведущих сделать «приятный перерыв». Приятный, наверное, не только потому что все могли пообедать, но и потому, что все вдохновились творческой энергией и энтузиазмом молодых специалистов.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.