Опера о женщинах, наказывающих самодовольного рыцаря? Отличный выбор для концертной программы 8 марта: представив «Фальстафа» Верди, руководство зала «Зарядье» не прогадало.

Этот музыкальный презент стал необычным сразу по нескольким факторам: во-первых, «Фальстаф» в Зарядье — концертное исполнение. Нынче такие выступления пользуются всё меньшей популярностью. Во-вторых, не так часто в России ставят последнюю оперу Верди. Однако, подарок публике получился неполноценным. Да, вечер прошел хорошо, но…

Концертное исполнение концентрирует зрителя на музыке и содержании, не отвлекая визуальным действием. Поэтому успех этой оперы во многом принадлежит Государственной академической симфонической Капелле России и ее главному дирижеру — Валерию Полянскому. Музыка прозвучала необычайно стройно и эмоционально; ни один звук не выбивался из этого пестрого, но такого опрятного музыкального букета. Даже странное, но такое популярное нынче решение ставить солистов за спиной дирижера не стало проблемой. Оркестр ловко подхватывал артистов в их монологах и каденциях. Весь мощный симфонический звук умещался на заднем плане, позволяя артистам проявить себя. А иногда — становился полноценным участником действия, как в финальной девятиголосной фуге, исполненной кристально прозрачно и точно, хоть и настроение этой сцены до нелепого сумбурное. Однако, несмотря на общую комичность, Верди наградил своих персонажей до несмешного трудными и витиеватыми партиями. Поэтому Евгения Сегенюк, сыгравшая роль Миссис Квикли, значительно выделялась на фоне других солистов. Она спела всю партию наизусть, что позволило ей красть каждую сцену с ее участием. Каждая ее эмоция и вздох были настолько живыми и притягательными, что публика смотрела на певицу с восторгом на лице, сравнимым лишь с выражением мордочки бутафорской собачки Мэг Пэйдж в последнем действии.

В остальном именно эта необходимость артистов смотреть в партии вышла им боком. Концертное исполнение было театрализовано всеми возможными способами: костюмы, реквизит, освещение и т.п. Оно и правильно. Вряд ли публика придет в праздничный день на концерт с людьми в строгих костюмах, которые поют, не отрывая взгляд от пюпитров. Вся театральность концерта была показана даже до первых звуков музыки — зал взорвался смехом и аплодисментами, когда работник таверны, игнорируя Фальстафа со слугами, преподнес дирижеру пинту пива. Но и отыгрышей пьянствующего трио ждать долго не пришлось. Руслан Розыев, Олег Полшков и Сергей Топтыгин, исполнившие партии сэра Джона Фальстафа, Бардольфа и Пистоля, изобразили очаровательнейших негодяев. Слуги перешептывались, слонялись по сцене и подначивали друг друга, создавая органичный фон для разворачивающихся действий, а отклеившийся посреди оперы ус Фальстафа создал большие возможности для импровизации артиста. Захватывающее исполнение, великолепные решения художника по свету, яркая музыка — всё это позволило проникнуться комичностью этой оперы. Но итоговое впечатление от действа можно сформулировать в одном предложении: «Прекрасный концерт, правда, ничего не понятно». Весь юмор либретто Арриго Бойто разбился вдребезги об экран с переводом текста. Неискушенные зрители, которые пришли послушать новую для себя музыку, были в замешательстве от титров, то спешащих на несколько номеров, то нещадно отстающих. Публика, смотрящая эту оперу впервые, так и не узнала, чем заканчивается второе действие, ведь текст на экране так и не рассказал о том, кто целовался за ширмой в доме Форда, и почему все герои смеялись, размахивая руками и смотря в окно. Выключить бы экран, усесться поудобнее и насладиться этим восхитительным исполнением, заслуживающим внимания.