2 марта в Баженовском зале Музея-заповедника «Царицыно» и залах РАМ имени Гнесиных продолжились заседания четвертой Международной научно-практической конференции «Научные и педагогические школы Российских консерваторий», проводимой навстречу 150-летию Елены Фабиановны Гнесиной.
Первой выступила кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой этномузыкологии Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Лилия Илдусовна Сарварова. В докладе «Этномузыкология в Казанской консерватории: наука и практика» она рассказала о накопленном опыте работы учебного заведения в данной теме и о том, как происходит интеграция этого опыта в нынешнее время, в том числе озвучив назревшие проблемы нехватки кадров в области этномузыкологии.
Работа Надежды Юрьевны Гусейновой — заведующей научной библиотекой Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, раскрывала интересную тему доступности научных материалов в цифровом пространстве на примере научной школы Петрозаводской государственной консерватории.
В сообщении «Гнесинская педагогическая школа: учебные издания возвращаются» кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных Елена Станиславовна Дерунец рассказала о важности переиздания учебных пособий. А также продемонстрировала фотографии авторов учебных музыкальных пособий 1980-х годов.
Об истории, феноменологических основах деятельности, особенностях концепций и векторах развития кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки и кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории говорили доцент Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки Яна Юрьевна Сорокина и кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Людмила Павловна Робустова.
Ее коллега — Марина Юзефовна Дубровская — доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки выступила с темой «Музыкальное востоковедение в научно-педагогической деятельности кафедры этномузыкознания НГК имени М.И. Глинки». Докладчик рассказала о реалиях и перспективах этнической темы в рамках методологии взаимодействия фольклористов разных регионов России.
О школе композиции Казанской консерватории и воспитанной ею плеяде композиторов, сформировавших уникальные самобытные традиции, рассказала Дилия Флюровна Хайрутдинова — кандидат искусствоведения, доцент Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова.
Гостями конференции из Республики Беларусь стали кандидаты искусствоведения, доценты Белорусской государственной академии музыки Ольга Славомировна Царик и Ирина Юрьевна Оношко. Представляя кафедру музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства, спикеры затронули важную тему подготовки музыкантов в учреждениях среднего специального образования, от которых зависит сохранение и качественное функционирование академического образования в постсоветском пространстве, поговорив о тенденциях и перспективах направления. Также речь шла о специфике подготовки пианистов на современном этапе.
Обмен опытом и знаниями продолжился после перерыва. Вечернее заседание было посвящено теме личности в музыкальном образовании — тем, кто внес огромнейший вклад в музыкальную науку и образование и во многом сформировал облик российских консерваторий.
Имя Марианны Федоровны Гейлиг — ученого, ставшего гордостью Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова — в пространство музыкальной науки на конференции ввела доктор искусствоведения, доцент Наталья Владимировна Королевская. Ее коллега — кандидат искусствоведения, доцент Наталия Владимировна Иванова рассказала о композиторской школе, существующей более 110 лет и творчестве композиторов Л. М. Рудольфа и Б. А. Сосновцева.
Доктор искусствоведения, профессор Астраханской государственной консерватории Людмила Владимировна Саввина и кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Ольга Александровна Светлова представили портреты М. А. Этингера и Б. А. Шиндина.
Рассказ о личностях, определивших лицо научных школ российских консерваторий, продолжила Ирина Владимировна Копосова — кандидат искусствоведения, доцент Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова — с темой «Продолжая дело Ю. Г. Кона: штрихи к портрету И. Н. Барановой».
Завершил заседание доклад директора Мемориального музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной Российской академии музыки имени Гнесиных Андрея Александровича Гапонова. Он тезисно обозначил биографию основателя Гнесинской композиторской школы и рассказал об истории первого композиторского класса в России, а также рассказал о рукописи пьесы, написанной на мотив музыкального автографа Елены Фабиановны и посвященной ее брату — Михаилу Фабиановичу.
Заседание подытожила доктор искусствоведения, профессор Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Екатерина Гурьевна Окунева. Она, в частности, отметила: «Мы видим, насколько разнообразна наша наука. У каждой школы есть свой собственный неповторимый облик. Но самое главное, что мы находимся в единстве!» Параллельно заседаниям в Царицыно в Музыкальной гостиной Дома Шуваловой проводились секционные заседания по вопросам педагогики, методики и музыкального исполнительства. Конференция, в своей географии объединившая исследователей из самых разных точек на карте страны, проводилась и в онлайн-пространстве.
Фото: Пётр Колчин