Первого апреля в МАМТ состоялся концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Рахманинова. Оркестр и хор театра под управлением Федора Безносикова исполнили кантату «Весна» (солист Павел Янковский), Три русские песни для хора с оркестром и симфоническую поэму «Колокола» (солисты Николай Ерохин, Наталья Петрожицкая и Станислав Ли).
Сегодня, когда в моде новаторские интерпретации и нетрадиционные прочтения классики, иногда хочется попасть на событие, где играют эту самую классику «как обычно». Именно таким стал вечер, посвященный 150-летию Рахманинова. Ничего странного, инновационного и прорывного в нем не было ― и это стало скорее даже плюсом работы.
Концерт открылся кантатой «Весна», где сольную партию исполнил баритон Павел Янковский. Известные почти каждому любителю музыки «весенние образы», изображенные в ней и убранные мелодическими красотами, на этот раз прозвучали по-обычному красиво и по-обычному увлекательно. Правда, осталось ощущение, что хор было слушать интереснее, чем солиста ― но это сложно поставить Янковскому в упрек.
Так же нормально, как и «Весна», прозвучали Три русские песни ― не самое известное, но оттого не менее замечательное сочинение композитора: обработки трех народных песен, превращенные композитором в кантату.
Пожалуй, единственная необычная деталь концерта ― творческое оформление сцены, над которой натянули белые канаты, своим рисунком напоминающие паутину. Так, подсветив их (сначала белым целиком, потом ― только частями), создатели концерта предоставили публике несложную, но цепляющую внимание пищу для глаз.
Второе отделение целиком заняла Симфоническая поэма «Колокола». Здесь в каждом номере уже знакомая нам паутина канатов подсвечивалась каждый раз по-новому, согласно характеру музыки: то просто белым, как в первом отделении, то осенне-желтым, то кроваво-красным. В определённый момент даже запустили дым-машину, что также, хоть и немного, но добавило зрелищности.
Николай Ерохин (тенор) в первой части поэмы прозвучал хорошо, и как-то звонче, чем его коллега Павел Янковский. Хотя у обоих в исполнении можно найти свой букет достоинств, Ерохин в своём выступлении лучше вписался в музыкальный контекст.
Другое дело ― соло Натальи Петрожицкой (сопрано) во второй части. Её постоянное вибрато было довольно сильным и частым, очень ярко выраженным ― как говорится, на грани фола: вроде бы это пусть и сильное, но вибрато, но будь оно ещё чуть сильнее ― и возникли бы вопросы. Однако кроме этой детали замечаний к Петрожицкой нет. Более того ― нельзя не отметить несколько фраз, где у неё прозвучало невероятной красоты пиано, которое удаётся далеко не каждому вокалисту.
В финале исполнил глубокомысленное соло Станислав Ли (баритон). Сложно выделить отдельные достоинства и недостатки из его выступления, и на ум приходят только банальные эпитеты вроде «бархатного тембра», но благодаря в целом гипнотическому характеру финала оно запомнилось как некое откровение.
Хор звучал добротно, и в целом выразительно, но часто ему не хватало дикции, и иногда текст было сложно разобрать.
Оркестр у Безносикова звучит очень мягко. Совершенно замечательно ему удается создавать эдакие «волны звука», аккорды, начинающиеся с пиано, переходящие в форте и затихающие снова на пиано. Отдельно стоит отметить ясность полифонии: каждая линия в 4-5, иногда 6-голосной фактуре без труда прослушивается, а если расслабить внимание и слушать все вместе, то музыка воспринимается не как звуковой монолит с выступающими из него фрагментами голосов, а именно как органичное сочетание нескольких элементов.
Обычное не равно плохое. В этот вечер в МАМТе сыграли музыку гениального композитора без особенных изысков ― как мы его представляем сегодня и в рамках вполне сложившейся за 100 с лишним лет исполнительской традиции.