Один из легендарных балетов советского наследия — «Спартак» Арама Хачатуряна для многих является символом ностальгического прошлого. Несмотря на то, что спектакль Юрия Григоровича до сих пор идет в Большом театре, в нем явно ощутимы определенные идеологические штампы эпохи, а новым исполнителям, которые вводятся в него, определенно не хватает масштаба дарования — сравнения с великими Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой, Наталий Бессмертновой, Екатериной Максимовой им явно не избежать. Есть в Москве и другой «Спартак», гораздо более современный и понятный нынешней публике: в сезоне 2002-2003 его поставили в своем Театре классического балета Наталия Касаткина и Владимир Василев. Спустя 20 лет на сцене Государственного Кремлевского Дворца их постановку впервые посмотрел Филипп Геллер.

Не спешите вести на эту версию своих бабушек и детей — оба поколения, скорее всего, будут удивлены и даже шокированы тем, что увидят на сцене. Не зря на программке стоит возрастное ограничение 16+. Авторы этого «Спартака» сделали акцент на чувственности и эротике Древнего Рима — в спектакле много сексуальных сцен, оргий, есть и эпизод, показывающий некрофилию. Одна из его изюминок — сцена  жертвоприношения в египетском храме:  чтобы Красс достиг победы в бою с греческими рабами, Эвтибида убивает весталку-девственницу и омывает ее кровью заветный меч. Ревнители классики скажут «это извращение», а молодежи — скорее наоборот, такое понравится.

С явным интересом и вниманием к исторической эпохе созданы сцены-прообразы сатурналей, мистерий и прочих древнеримских обрядов.

Спектакль по-хорошему зрелищен и эффектен — тут есть и многочисленные бои, и супер виртуозные дуэты-секстеты героев, и колоритные массовые танцы (один танец гадитанских дев чего стоит!). Ради приближения к историческим реалиям некоторые главные персонажи обрели новые имена — так, Фригию теперь зовут Аврелией, а Эгину — Эвтибидой. Появился дополнительный герой, имеющий развитую сольную партию —  «друг» Красса, древнеримский актер-трансвестит Метробий, партию которого остроумно исполнил Сергей Кузьмин.

В этой постановке партитура балета наполовину состоит из музыки, не звучащей в других версиях. Наталия Касаткина и Владимир Василев очень дружили с Арамом Хачатуряном и искренне понимали его переживания по поводу многочисленных купюр оркестровых кусков в спектаклях Якобсона, Григоровича — ведь если ставить «Спартак» в оригинале, он будет длиться не менее 4 часов!

Несколько изменены образы главных героев — например, Спартак здесь не настолько яркий персонаж, как Красс. Первый — истинный романтик, мечтающий об идеальном мире без войн и насилия, тогда как Красс — жестокий, гиперсексуальный полководец, причиняющий зло людям.

Прелюбопытно оформление этого «Спартака». Сценография авторства Иосифа Сумбаташвили весьма минималистична — на весь спектакль один огромный дворец типа Колизея, лишь в сцене жертвоприношения он меняет свой внешниый вид и превращается в египетский храм. Зато обошлись без лаконизма в костюмах — их здесь более 300: невероятных расцветок, причудливых форм и конструкций, удивительных цветовых сочетаний, они пленяют роскошью и близостью к нарядам древнейшей эпохи.

В авторских постановках театра труппа работает с удовольствием и выкладывается на все сто — и это видно невооруженным глазом. Хочется отметить достойную работу мужского кордебалета, который не сбоил — им в «Спартаке» танцевать приходится много. На месте были и все артисты во второстепенных и характерных ролях.

Главный герой — Спартак в исполнении Артема Хорошилова порой, не всегда был убедителен актерски, зато с техникой в этот раз проблем не наблюдалось. Но, как говорилось выше, сама партия поставлена не слишком интересно и ярко.

Естественно, что греческого полководца затмил эффектный, породистый и ослепительно красивый аки античный бог Красс в интерпретации Николая Чевычелова. Одним мановением руки он может решить судьбу любого человека — в Риме ему подвластно все. Внешне великолепный, этот герой невероятно порочен — он жесток, эгоистичен, безудержен в своем гневе. Незабываема сцена, когда он картинно застывает после приступа агрессии в конце вакханалии — этот эпизод заслуженно срывает бурю оваций.

Великолепно были исполнены и женские роли. Нежна, воздушна и легка Алиса Воронова в партии Аврелии — ее лирическая героиня к концу спектакля, после смерти Спартака становится по-настоящему трагической фигурой. Блистательно поставленный авторами монолог Аврелии был прочувствован балериной буквально до кончиков пальцев.

Коварна, сексуально-сладострастна и греховна куртизанка, наложница Красса Эвтибида — шикарная Наталья Огнева. Перед ее волшебными чарами трудно устоять, однако верному и твердому в своих чувствах Спартаку это все же удается. Девушка отомстила ему — и героя в итоге убивают. Однако в финале в традициях романтического балета он воскресает — на последних тактах музыки его фигура, освещенная лучом прожектора, с картинным жестом провозглашает веру в добро и справедливость.