Последний день V Международной научной конференции «Музыкальная композиция: теория и практика» охватил области оперы, инструментальной музыки и медиакомпозиции.
Утреннее заседание было посвящено «Сюжету и музыкальной композиции в опере». Аспирантка гнесинской академии Вера Евгеньевна Саранча провела компаративный анализ «чрезвычайно схожих по сюжету» опер «Сон наяву» Верстовского и «Руслан и людмила» Глинки, на родство которых обратили внимание еще современники композиторов. А Анна Сергеевна Виноградова осветила критику премьерных спектаклей «Евгения Онегина» Чайковского за первые пять лет. «Опера была осознана в качестве культурного события практически с первого появления», – комментирует автор. Срез критики даёт живое представление об опере в восприятии современников и опровергает ставшие уже хрестоматийными факты. Героями Натэлы Исидоровны Енукидзе стали создатели Wagner-parodien «Веселые нибелунги» (1904) австрийский композитор Оскар Штраус и либреттист Фриц Оливен. Объектом их пародии стала четвертая часть «Кольца»Вагнера – «Гибель богов». Для создания пародийного эффекта они поместили мифологических персонажей в современную им эпоху Вильгельма II, использовав прием стилевой аллюзии на музыку Вагнера.
Парраллельно шла секция «Музыкальное и внемузыкальное содержание в инструментальной музыке».
Предметом исследования Веры Васильевны Зайцевой стал оркестровый нарратив, в частности, трактовка духовых инструментов в Симфонии №3 Джона Корильяно. Выступление Екатерины Гурьевны Окуневой было посвящено современному датскому композитору Бернту Серенсену, в поле зрения которого жанр концерта занимает ключевое место. Сферу инструментального концерта исследователь рассматривает как «единое музыкально-семантическое пространство». В вечерней секции «Звуковой и визуальный планы в медиакомпозициях» Дана Александровна Нагина обратилась к «проблеме взаимодействия оперы и экрана», рассматривая жанры фильма-оперы, медиаоперы и digital-оперы. Режиссер-постановщик, куратор Лаборатории исследования цифровой оперы Дмитрий Сергеевич Отяковский и композитор Рустам Фаридович Сагдиев рассказали о феномене цифрового театра, в том числе цифровой оперы. Авторы полуторачасового доклада продемонстрировали совместный проект «бесконечной»оперы «Комедия города Петербурга» по одноименной пьесе Даниила Хармса. Этим выступлением завершился последний день конференции, посвященной таким актуальным аналитическим категориям, как нарратив и архитектоника.