Путешествие по парижским Салонам XVIII века, знакомство с первой русской галеристкой и ее Художественным Бюро, погружение в детство отечественных писателей и работы Александра Бенуа из частной коллекции.

«Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Новый проект музея рассказывает о парижских Салонах XVIII века, на которых экспонировались лучшие произведения того времени. Публике предлагается совершить путешествие по стилям французской живописи — от рококо до неоклассицизма. «Спутник» посетителей — философ, один из первых художественных критиков Дени Дидро. Как журналист он освещал многие из выставок, метко характеризуя стилистику авторов, давая четкое описание их картин. Посетителям Пушкинского представлена уникальная возможность познакомиться с его взглядами на многие произведения искусства.

Авторы экспонирующихся работ — Франсуа Буше, Шарль Ван Лоо, Жан-Батист Грез, Клод-Жозеф Верне, Жан-Оноре Фрагонар и многие другие. Всего выставлено около 250 предметов — из запасников ГМИИ и Эрмитажа. Кроме живописи и скульптуры на выставке можно увидеть редчайшие книжные издания из библиотеки самого Дидро.

Выставка работает до 1 октября.

«Выбор Добычиной»

Музей русского импрессионизма

Надежда Евсеевна Добычина была одной из первых русских галеристок. В 1911 году она основала Художественное Бюро — главную выставочную площадку Санкт-Петербурга до 1919. В его стенах состоялась первая в столице персональная экспозиция Наталии Гончаровой, также здесь впервые был показан «Черный квадрат» Казимира Малевича.

На выставках Бюро Добычиной демонстрировались работы художников различных направлений — от импрессионизма до авангарда. Надежда Евсеевна пропагандировала новое искусство неизвестных, радикальных авторов. Так, именно она открыла дорогу Марку Шагалу и Юрию Анненкову.

Музей русского импрессионизма возвращает имя Добычиной русской публике, ведь в советское время его старались не упоминать. 

На новой выставке можно увидеть те самые произведения, которые выставлялись в Бюро, плюс работы из личной коллекции самой Надежды Евсеевны.

На 3 этаже музея — продолжение экспозиции, раздел «Неслучившееся». Здесь можно узнать о несбывшихся проектах галеристки: она хотела устроить персональные выставки Сергея Судейкина, Николая Рериха, Льва Бакста, а еще сборные экспозиции персидского и японского искусства. 

Всего на выставке представлено более 100 работ из 33 российских музеев и 10 частных коллекций. Список авторов обширен — это Борис Кустодиев, Роберт Фальк, Александр Бенуа, Петр Кончаловский, Мартирос Сарьян, Илья Машков и другие.

Выставка работает до 24 сентября.

Автор фото — Ю. Иванко

«Детство писателей»

Государственный музей А. С. Пушкина

Проект посвящен ранним годам жизни отечественных литераторов XIX — середины XX столетия, от Александра Пушкина до Владимира Высоцкого. В состав экспозиции вошли портреты писателей, поэтов и их родственников; их личные вещи/ вещи,принадлежавшие членам семьи писателей. Отдельное место занимают детские книги и игрушки тех времен — здесь посетителей ждет много сюрпризов. Также на выставке демонстрируются предметы декоративно-прикладного искусства, рукописные документы и редкие книжные издания. 

Яркое впечатление оставляют живописные и графические изображения детей — в музее прекрасное собственное собрание живописи. Также в пространстве экспозиции есть воссозданные фрагменты интерьеров XIX-XX веков — они показывают атмосферу, в которой росли будущие гении.

В проекте приняло участие более 30 музеев из разных регионов страны.

Выставка открыта до 10 декабря.

«Книжный и графический мир Александра Бенуа в собрании Михаила Сеславинского»

Государственный музей А. С. Пушкина

Выставка включает в себя произведения авторства Александра Бенуа из частной коллекции Михаила Сеславинского и собрания Государственного музея А. С. Пушкина. Это эскизы театральных декораций и костюмов, работы в области книжной графики, открытки, а также письма Бенуа, книги из его личной библиотеки. 

В раздел театральной графики вошли эскизы костюмов и декораций к опере Дж. Пуччини «Богема» (1946, Ла Скала), опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (1908, Гранд Опера, постановка Сергея Дягилева), балетам «Щелкунчик» П. Чайковского (1940), «Голый король» Ж. Франсе в постановке Сержа Лифаря (1940), «Петрушка» И. Стравинского (1920-е), «Выпускной бал» на музыку И. Штрауса в постановке Дэвида Лишина, а также к комедии К. Гольдони «Слуга двух господ» (1920, БДТ) и к «Каменному гостю» А. Пушкина (1915, МХТ).

Работы в области книжной графики представлены вариантами иллюстраций к произведениям А. Пушкина «Медный всадник» (1916), а также книгами, оформленными А.Бенуа. Среди них «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910), «Страдания молодого Вертера» (1926) А. Моруа, «Урок любви в парке» (1927) Р. Буалева.

Выставка работает до 10 сентября.