Уникальные театральные работы Мстислава  Добужинского, фантасмагорические произведения художников-символистов, творчество Александра Островского в контексте русской литературы и эскизы декораций и костюмов к шедеврам мирового музыкального театра авторства Василия Ульянищева

  • «Маэстро Добужинский»

Галерея «Наши художники»

На выставке представлено около 70 театральных работ выдающегося художника первой половины XX столетия Мстислава Добужинского. Публика может увидеть редчайшие эскизы декораций и костюмов, выполненные с 1914 по 1951 год к зарубежным постановкам шедевров мирового театрального репертуара. Хедлайнер экспозиции  — жемчужина декорационного искусства, эскиз к балету М. Фокина «Бабочки» для антрепризы С. Дягилева в Гранд-Опера. Также представлены эскизы к операм «Война и мир» С. Прокофьева, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, балетам «Спящая красавица» П. Чайковского, «Коппелии» Л. Делиба и многим другим музыкально-театральным произведениям. Особый интерес представляют эскизы Добужинского к драматическим спектаклям — «Ревизору» Н. Гоголя, «Бесам» Ф. Достоевского в постановке М. Чехова и др.

Все выставленные работы были созданы художником для сотрудничества с лучшими мировыми театрами — Метрополитен-Опера, Парижская Гранд-Опера, Русский Балет Монте-Карло, Дрезденская Опера.

На протяжении пяти десятков лет Добужинский работал в драматическом, оперном и балетном театрах и всегда считал самым важным «выражение духа и стиля определенной эпохи». Сочиняя сценографию, он досконально изучал исторические материалы, нередко выезжал в другие города Европы для работы в библиотеках и архивах.

Выставка работает до 23 июля.

  • «От Розы к Лучу. Николай Рябушинский: «Голубая роза» и «Золотое руно». Истоки и продолжение»

Дом русского зарубежья

Выставка выстроена вокруг фигуры Николая Рябушинского, создателя уникального явления культуры — художественно-литературного и критического журнала «Золотое руно». А с 1908 по 1910 год он был организатором трех выставок московских символистов «Голубая роза»  — в них он участвовал и сам как художник.

В рамках проекта представлены работы самого Рябушинского, Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Сергея Судейкина, Николая Крымова, Николая Сапунова, Василия Милиоти, Павла Уткина, Николая Феофилактова, Артура Фонвизина и других. Все произведения —  из частных коллекций. Кроме живописи и скульптуры,  здесь также можно увидеть редкие архивные документы, рукописи, письма, фотографии из фондов Дома русского зарубежья и РГАЛИ.

Экспозиция открыта до 10 сентября.

  • «Театр Островского. Контексты»

Дом И. С. Остроухова в Трубниках

Проект приурочен к 200-летию со дня рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Выставка посвящена осмыслению творческой деятельности реформатора русского театра и изучению литературных связей между его пьесами и произведениями предшественников, современников и последователей Островского: от Дениса Фонвизина до Антона Чехова.

Сам драматург написал около 50 пьес, но также переводил произведения Шекспира, Сервантеса, Шиллера — в экспозиции можно увидеть некоторые издания в его переводе.

Отдельные залы и разделы выставки посвящены пьесам драматурга: его историческим драмам «Василиса Мелентьева», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», а также объединенным темой превратностей любви пьесам «Гроза», «Снегурочка», «Лес».

Также тут можно увидеть рукописи Островского, его личные вещи — например, табакерку, которую ему подарил Александр III, фотографии, карикатуры и другие материалы. Богатый изобразительный ряд иллюстрирует мир произведений Александра Николаевича: графика Бориса Кустодиева, Юлии Оболенской и Михаила Кожина.

Выставка работает до 16 июля.

  • «Спектакль начинается с эскиза. Театр глазами художника Василия Ульянищева»

Дом русского зарубежья

Уроженец города Боброва Воронежской губернии, химик по первоначальному образованию, Василий Ульянищев (1887 — 1934) решил посвятить себя искусству. Окончив Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, он работал декоратором в Воронежском театре, но Первая мировая война сломала ему всю дальнейшую жизнь.

Он был артиллеристом, сначала на фронтах Первой мировой, потом воевал в армии Врангеля в чине капитана артиллерии. В итоге его приняла земля Королевства сербов, хорватов и словенцев. Именно здесь Ульянищев вернулся к творческой работе.

Он оформлял спектакли театра в Загребе, но наиболее плодотворным оказался период работы в Люблянской опере.

Все, кто знал Ульянищева, отмечали его необыкновенно ответственное отношение к работе и яркий талант. Он умел создавать мощные, эффектные постановки почти при полном отсутствии средств. К сожалению, его творчество оказалось почти полностью забыто — Дом русского зарубежья возвращает в культуру имя этого мастера.

Эскизы Ульянищева к операм «Князь Игорь» А. Бородина, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Соловей» И. Стравинского, «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Фауст» Ш. Гуно, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, балетам «Жар-птица» И. Стравинского, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и другим театральным произведениям для выставки предоставил нижегородский просветитель Михаил Чириков, правнук русского писателя Евгения Чирикова. Валентина, дочь Евгения Чирикова, вышла замуж за Василия Ульянищева. Так в семейном собрании сохранились театральные эскизы Василия Митрофановича.

Экспозиция будет открыта до 3 сентября.