Одна из самых обаятельных и лёгких пьес Александра Островского — «Не всë коту масленица» давно обрела место в репертуаре отечественных театров. Но труппа-камертон по пьесам Александра Николаевича — это, конечно же, Малый театр. Здесь последняя постановка пьесы датируется 2016 годом. Спектакль Виталия Иванова посмотрел Филипп Геллер.
Главное достоинство этого произведения — динамизм действия, лёгкость интриги и незабываемый язык автора, сочный, меткий, изобилующий колоритными оборотами. Этой пьесе, которую Островский назвал «Сцены из московской жизни», он сам особого значения не придавал. А между тем, сочинение стало одним из наиболее популярных из всего наследия автора. Вот и в Малом вернулись к нему.
Историю о том, как незадачливый приказчик Ипполит своей смелостью победил купца-самодура Ахова и обрёл долгожданное счастье в лице прелестной Агнии, актёры играют с любовью и куражом, в лучших традициях Дома Островского. С вниманием к деталям, характерностью и несомненным обаянием. На первом плане в спектакле — Любовь Ещенко (Дарья Федосеевна Круглова) и Сергей Тезов (Ермил Зотыч Ахов). Ещенко играет прежде всего любящую мать, которая знает, что счастливой жизни со стариком-купцом её дочери не видать. Актриса ведет линию своей героини с постепенным крещендо, чтобы в финале в «поединке» с Аховым одержать победу и поставить его на колени. И действительно, персонаж Сергея Тезова, казалось бы, грозный и влиятельный, на поверку оказывается несчастным и глубоко устаревшим по своим понятиям человеком.
Запоминаются в относительно небольших, но характерных ролях Татьяна Скиба (Феона) и Наталья Боронина (Маланья). Им Островский подарил меткие фразы, которые расходятся на цитаты и смешат публику. Если ключница Ахова Феона смачно подтрунивает над семейкой своего хозяина, то ленивая и туповатая кухарка Кругловых Маланья постоянно мечтает о ничегонеделании.
Хороши и артисты молодого поколения. Агния Анастасии Горячевой совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. Девушка юна, но умна и знает себе цену — она не будет встречаться с нерешительным и трусоватым молодым человеком. Именно поэтому Агния прогоняет Ипполита, который боится своего дядю. Роль влюблённого в нее приказчика в постановке играет Владимир Тяптушкин. Он удачно демонстрирует психологическое состояние героя — Ипполит проходит пусть от робости к бунту.
Видно, что творческий диапазон артиста гораздо шире амплуа, в котором его сейчас держат. Будем надеяться, что руководство театра снабдит его и более сложными, драматическими ролями,
Спектакль предстает как ожившая картинка старинного московского купеческого быта. Это подчеркивают красочное оформление (художники Александр Глазунов и Алексей Трефилов) — на сцене царят сочные краски осени и замосквореченские пейзажи. Несколько удивили декорации, изображающие комнату в доме Ахова — в интерьере эклектично смешались картина с античным сюжетом, купеческие портреты и статуя арапчонка в человеческий рост. По-видимому, художник хотел показать, что господин Ахов, кроме того, что он невежа, ещё и абсолютно лишённый вкуса человек.
Определённый колорит постановке добавляет исполнение русских народных песен (хормейстер — Галина Гусева) вместе с танцами вприсядку (балетмейстер — Антон Лещинский). И музыка Максима Дунаевского с её теплотой и обезоруживающим мелодизмом вносит в «Не все коту масленица» удивительную лёгкость и дыхание. В общем, не спектакль, а сказка.
Фото: Евгений Люлюкин