С 30 января по 3 февраля 2023 года в Российской академии музыки имени Гнесиных пройдет Зимняя международная школа. Это недельный интенсив, который будет особенно полезен тем, кто готовится к поступлению. В программе – индивидуальные занятия по специальности и теории музыки с педагогами Академии и Училища имени Гнесиных, лекции и групповые мастер-классы на актуальные для молодых музыкантов темы. В преддверии интенсива мы поговорили с доцентом кафедры струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных Екатериной Мочаловой. Индивидуальные занятия в ее классе по специальности домра состоятся 1 и 2 февраля.
Для кого предназначены занятия в Зимней школе? Что ждет тех, кто приедет сюда?
В первую очередь это очень важно для наших абитуриентов. Соприкоснуться с педагогами, познакомиться с ними лично и погрузиться в прекрасную атмосферу нашего учебного заведения. Уверена, что каждый, кто попадает сюда, не может не влюбиться в Академию. И мы стараемся этому всячески способствовать.
Почему вы решили принять участие в этом проекте и что делает его особенным для вас?
Для меня это возможность познакомиться с абитуриентами со всей страны, потому что к нам приезжают ребята не только из Москвы. Мне тоже важно видеть их уровень, понимать, кто будет поступать, кто интересуется нашей исполнительской школой. Мой инструмент — домра — сейчас очень интенсивно развивается. Я вижу, как растет уровень исполнительства, как здорово играют школьники. Когда я училась, так играли только в училище. Очень приятно это всё наблюдать.
Зимняя школа обычно проходит в дни каникул, когда академия пустует, поэтому мы можем в спокойной, сосредоточенной обстановке заниматься с ребятами. И это дает хорошие плоды. Со многими из тех, с кем я занималась на этой школе, потом встречалась и на конкурсах, и на других проектах. Для них это большое подспорье и большая польза.
Какие педагогические задачи можно поставить и решить в такой сжатый срок?
Конечно, этот формат не предполагает скрупулезную работу над каждой ошибкой – слишком мало времени. Однако за несколько уроков мы можем определить общее направление работы и дать конкретные рекомендации исполнителю. И если студент вдумчивый, и работа ведется целенаправленно, то результат будет хорошим.
Я помню, как сама приезжала на консультацию к моему будущему профессору Вячеславу Павловичу Круглову. Для меня этой одной встречи было более чем достаточно: он многое мне сказал, и я сразу поняла вектор своего дальнейшего развития.
Кто приезжает на мастер-классы?
Очень разные ребята: и школьники, и будущие абитуриенты академии. Они приезжают из разных областей России и разных стран. Уровень разный и задачи разные. Школьников, как правило, привозят педагоги, чтобы задать интересующие их вопросы, связанные, например, с постановкой рук. Если приезжают абитуриенты — профессионально занимающиеся музыкой люди, то мы решаем другие задачи. Помогаем им определиться с программой для экзаменов — это очень важный момент. Можем отметить технологические ошибки и конечно, поговорить о музыке, о трактовке. Кто-то приезжает, еще не определившись — станет он музыкантом или нет. Таким ребятам интересно побывать в Академии, выступить на концерте, послушать других участников.
Педагоги могут посещать ваши занятия со студентами?
Конечно, наши двери открыты. Я с радостью делюсь всеми секретами с коллегами. Ко мне и к другим педагогам могут приходить учащиеся любых специальностей. Например, домристы могут посидеть у меня в классе, потом сходить на уроки к скрипачам или пианистам. Учиться можно у любого музыканта, ведь на всех инструментах мы по сути ставим одни и те же задачи: научиться свободно разговаривать на языке музыки. То, как именно решаются эти задачи, то есть технология, уже зависит от специфики каждого инструмента, но такая высокая художественная задача — одинакова для каждого инструмента. У нас в академии преподают выдающиеся профессора. На их уроках я сама мечтаю побывать, поэтому в определенном смысле даже завидую нашим молодым участникам: они могут приехать и увидеть, услышать, прикоснуться к этому замечательному искусству.
А как обстоит дело с исполнительским уровнем у студентов-домристов?
У нас и уровень, и количество участников растет. Главное, что к нашему инструменту растет композиторский интерес и обогащается разнообразие жанров. Если раньше домра в основном звучала с фортепиано или народным оркестром, то сейчас мы можем услышать, например, домру и джазовый ансамбль. Недавно мы играли программу схоровым коллективом “Altro coro”. И кто бы мог подумать, что этот инструмент будет так органично сочетаться с человеческими голосами, и у нас получится такая интересная программа. Мы представляли ее в разных регионах и скоро будем играть в Москве. Домра и орган, домра и клавесин — в сочетании с другими тембрами наш инструмент становится очень многоликим. И это, конечно, вызывает большой интерес у слушателей, у организаторов фестивалей, у учащихся. Поэтому их исполнительский уровень должен быть очень высоким. Мы всячески этому способствуем, у нас на факультете работают выдающиеся преподаватели — Александр Андреевич Цыганков, Вячеслав Павлович Круглов и другие профессора. Это педагоги топ уровня. И я очень рада, что в этом проекте наш инструмент присутствует и что ребята имеют возможность приехать, учиться, а мы можем этим ребятам помочь.
Какие проблемы есть у современного исполнителя, играющего на домре?
Остро стоит проблема репертуара, потому что домра — достаточно молодой инструмент. В основном мы играем переложения, а мне хочется, чтобы домристы больше играли классики. Чтобы все домристы обязательно играли музыку Баха, как и другие инструменталисты. Думаю, это требование должно быть обязательным для экзаменов. Недаром говорят: «если ты умеешь играть Баха, ты умеешь играть всё». Это база, основа интонирования, основа фразировки, ровности звуковедения, умение владеть временем, метроритмом. Музыка, где мало нот, способствует тому, чтобы у человека развивались уши. А уши — первый и самый главный инструмент для музыкантов. У домристов репертуаре немало виртуозных произведений. Это безусловно очень хорошо, но мне хочется, чтобы больше внимания уделялось именно выразительности звучания, решению художественных задач. Мой профессор Вячеслав Павлович Круглов всегда говорил: «играй ушами» или «разговаривай звуком». Эти слова стали для меня девизом, теперь я об этом говорю своим ученикам.
Есть ли какой-то практический совет для тех, кто придет на занятия лично к вам в класс?
Я всегда говорю своим студентам: надо приходить с готовыми вопросами. Очень полезно самому анализировать — что именно не получается. Прийти к педагогу, например, и сказать: «вы знаете, я прослушал это сочинение в исполнении Горовица, Гилельса и Рихтера. Мне понравилось такая трактовка, а как вы считаете?» или «вы знаете, у меня технически этот пассаж не получается, что вы посоветуете?» Чем больше будет диалога с педагогом, чем больше будет студент анализировать сам, тем быстрее будет идти прогресс у него. Невозможно научить, можно только научиться. А научиться — это значит все время анализировать и задавать больше вопросов — и себе, и педагогу.
Что вы можете пожелать будущим участникам зимней школы?
Желаю использовать каждую минуту своего нахождения в Академии имени Гнесиных и не замыкаться только на уроках специальности, а обязательно сходить на лекции к другим профессорам. Посетить концерт, выступить самим, как можно больше впитать этой прекрасной творческой атмосферы, которая царит в нашей академии. Ведь, наверное, именно благодаря этой атмосфере здесь рождается такое количество выдающихся людей в музыкальном искусстве. И, конечно, не бояться пробовать, не бояться ошибаться. Пока вы молодые, вы учитесь, ищете себя. А найти свой путь и быть влюбленным в свое дело — это самое главное. Я уверена, что вы будете счастливыми людьми, потому что вы будете заниматься любимым делом, а оно будет отвечать вам взаимностью!