В этом году фестиваль Gnesin Week предлагает уникальную программу — «Лабораторию слушателей». Куратор Ирина Севастьянова рассказала Владлене Почкаевой о том, что это такое и как раскрывать новые грани восприятия музыки.

Главная тема нынешнего фестиваля – слышание. Что именно вы вкладываете в это понятие, и как оно связано с восприятием музыки?

Слышание — это и есть восприятие музыки. Одно понятие неотделимо от другого. Главная задача программы «Gnesin Week. Слышание», как сформулировали мы с моей коллегой Татьяной Яковлевой (музыковед, сокуратор фестиваля): не слушать новое, а услышать по-новому. 

До сих пор мы не делали специальных программ для слушателей. Да, у нас всегда есть буклеты и программки, мы стараемся делать комментарии к произведениям, которые исполняем на концертах, как-то после перформансов устраивали даже обсуждения с публикой, но отдельных форматов только для слушателей не было.

То есть в этом году программа направлена именно на формирование слушательских навыков?

В общем, да. Нам кажется, существует определенный барьер в восприятии современной музыки. Людям сложно ориентироваться в этой сфере, и им еще сложнее от того, что незнание или непонимание каких-то вещей считается зазорным, и поэтому многие стесняются задавать вопросы. В концертной или фестивальной практике очень мало возможностей слушать и обсуждать что-то или найти посредника, который поможет разобраться. На различных площадках или, например, в академических залах, когда мы слушаем современные произведения, почти нет пространства для вопросов аудитории. Люди испытывают неловкость, ведь это часто чужая для них территория. Даже на концертах классической музыки создается впечатление, что вокруг — только знатоки или продвинутые меломаны. И не дай Бог вы начнете аплодировать между частями! Сразу найдутся те, кто укоризненно скажет: «Как вам не стыдно?» Хотя эти негласные правила действуют не так давно и применимы только к определенного рода музыке.  

Нам не хватает диалогов, мест, где люди могут делиться своими мнениями. Эта программа не о том, как «надо». Мы не знаем правильного ответа, и никто его не знает. Цель программы – начать разговор о музыке, создать площадку для обсуждений. Как видно, спрос на такого рода вещи есть, ведь мы получили 125 заявок на участие в слушательской программе и отобрали 23 человека. Сделать группу больше не получилось, потому что для нас важно, чтобы люди активно включались в процесс.

По каким критериям вы отбирали участников? 

Основной критерий отбора — возможность посещения всех запланированных событий. Нам важно, чтобы у участника сложилась полная картина фестивальной программы, и чтобы через разные форматы человек смог найти свой путь к слушанию. 

Еще один значительный аспект — то, как заполнены заявки. Нам важна мотивация: почему претендентам на участие интересна программа, чего они хотят от нее получить, какие вопросы их интересуют. Мы отбирали людей, в чьих заявках были понятные запросы и искреннее отношение к тому, что они делают.

В этом году в качестве площадки добавился Мемориальный музей Скрябина. Почему именно он? Как вообще те или иные площадки влияют на общую атмосферу фестиваля?

Мы ежегодно ищем новые площадки, чтобы расширять аудиторию и создавать наилучшие условия для исполнения произведений. Например, гнесинские залы, несмотря на прекрасную акустику и богатый парк инструментов, не всегда подходят для перформативных, электроакустических и мультимедийных работ. Поэтому мы ищем новые места и способы взаимодействия. В этом году мы решили создать что-то в Музее Скрябина и благодарны его менеджеру Денису Хорову за отклик на наше предложение. Там пройдут слушательский практикум, лекция петербургского композитора и исследователя Элины Андриановой и концерт. Все эти события будут посвящены Сэмюэлю Беккету — важному автору ХХ века, драматургу, тесно связанному с миром музыки. Также в этом году мы выступим в арт-пространстве «Артемьев». Это новая площадка консерватории, которая курируется Центром электроакустической музыки. Это пространство позволяет осуществлять самые разные экспериментальные проекты с использованием live-электроники, видео и света.

Ирина, как сотрудник и Гнесинки, и Московской консерватории, поясните, что этот симбиоз двух творческих учебных заведений дает проекту?

Здесь нет симбиоза двух вузов в чистом виде. В нашем проекте участвует сообщество экспертов, занимающихся современной музыкой. Неважно, какова сфера деятельности этих людей и где они работают. Важно, что мы занимаемся одной областью музыки, делимся опытом и можем быть полезны друг другу. Это прекрасное взаимодействие.

А что вообще входит в понятие современной музыки конкретно для вас?

Не люблю, когда устанавливают какие-либо точки отсчета начала современной музыки: первые годы XX века, окончание Второй мировой или революция 1968 года. Все эти деления условны, в каждой эпохе есть своя новая музыка. 

На фестивале мы преимущественно исполняем музыку последних 50 лет. Репертуар начала XX века встречается редко. В последние годы у нас вообще много новой музыки, то есть созданной за последние 10 лет, а какие-то произведения пишутся специально к фестивалю. Для меня современная музыка — то, что происходит сейчас.

Каких композиторов для себя вы могли бы выделить и почему?

Из современников не могу назвать кого-то конкретно, потому что мы работаем со многими зарубежными и российскими авторами. Да и это не совсем корректно — кого-то выделять. Мы всегда выбираем композиторов, которые нам по-настоящему интересны. 

Из любимых авторов ХХ века назову Элвина Люсье одного из ключевых композиторов американской культуры, ничуть не уступающего по значимости и таланту Джону Кейджу. У него есть отличная книга «Музыка 109», переведенная на русский язык. Она встречается во многих книжных магазинах, и я рекомендую ее прочесть всем, потому что Люсье невероятно демократичен и доступен.

В студенчестве именно с Люсье началось мое серьезное погружение в экспериментальную музыку. Мне повезло увидеть его самого на фестивале в Москве. Тогда я для себя сформулировала, что Люсье — композитор слушающий. И именно с его произведениями и творческими опытами связаны мои открытия в этой сфере. Например, то, как по-разному можно услышать пространства.  

Как вы предпочитаете слушать музыку? 

Сейчас я слушаю много музыки, которую мы проходим на занятиях со студентами Гнесинского училища, и для меня важно находить какие-то редкие и нестандартные интерпретации и показывать их на уроках. Когда это не связано с работой, слушаю музыку в наушниках, в дороге. Как правило, включаю рандомную станцию на Яндекс.Музыке. Мне нравится, что она предлагает разные жанры: начиная с композиторской музыки и заканчивая рэпом.

В рамках фестиваля, который пройдет с 23 по 26 октября, известные эксперты Глеб Глонти, Илья Овчинников, Дмитрий Волкострелов, Петр Главатских, Юлия Мигунова и Егор Савельнов проведут практикумы, посвященные разным аспектам восприятия современной музыки. Также на протяжении четырех дней все желающие смогут посетить лекции и концерты на разных площадках Москвы: арт-пространство «Артемьев» Московской консерватории, залы Училища и Академии Гнесиных, Музей Скрябина и Храм святого Людовика.