
В 2026 году Гнесинка впервые выпустит артистов мюзикла. Полина Щукарева в беседе с композитором, продюсером, педагогом и заведующим кафедрой мюзикла и шоу-программ РАМ имени Гнесиных Кимом Брейтбургом обсудила работу кафедры, особенности обучения студентов и специфику искусства этого музыкального жанра.
Как вы пришли в педагогику?
Я пришел в педагогику через продюсирование. В начале 2000-х, когда на телевидении стали создаваться большие проекты с участием юных талантов, мне довелось на канале «Россия» быть в числе создателей программы «Народный артист». В программе участвовали совсем молодые ребята. Приходилось обучать их многому в рамках проекта. Но я и до этого в течение долгого времени работал не только со звездами, но и с начинающими артистами театра и эстрады — у меня большой практический опыт.
Работа педагога почти не отличается от работы продюсера, если честно. Только продюсер не отвечает за образование артиста. А моя задача как педагога — воспитать музыканта так, чтобы он был универсальным специалистом, готовым исполнять любой репертуар и участвовать в разных по стилю и наполнению спектаклях или эстрадных шоу.
Правда ли, что идея создать в Академии отдельную кафедру родилась именно у вас?
Да, идея исходила от меня и моей жены Валерии Вячеславовны Брейтбург, сейчас она профессор кафедры мюзикла и шоу-программ. Мы много лет ставим мюзиклы по всей стране, и картина примерно одинаковая: есть театры, есть бюджет, есть музыканты, но мало людей, которые умеют одновременно петь, танцевать и играть как драматические актеры. Этот дефицит ощущают все — и мы, и руководители театров, и режиссеры постановок.
Мюзиклы сейчас вызывают особый зрительский интерес. Когда мы увидели, насколько активно развивается жанр, стало очевидно: нужна высшая школа, где артиста будут готовить всесторонне. Академия имени Гнесиных подходит идеально — здесь дают хорошие базовые знания, здесь сильнейшие педагогические кадры, здесь открыты новым формам. Мы предложили создать кафедру, способную готовить артистов нового типа — универсальных, широко образованных, музыкально грамотных, одинаково уверенно владеющих актёрским, вокальным и хореографическим ремеслом. Александр Сергеевич Рыжинский, ректор РАМ имени Гнесиных, нас в этом охотно поддержал.
Вы могли бы обрисовать портрет абитуриента кафедры?
Чаще всего это ребята с музыкальной подготовкой: колледжи, училища, музыкальные школы. На вступительных экзаменах мы смотрим не только на то, как человек поет, но и на то, как он двигается, как читает текст, как реагирует на предложенные обстоятельства. Нас интересует не столько готовый артист, сколько его потенциал — способность расти, меняться, учиться новому.
Не все выдерживают. Объем нагрузки огромный: до 10 часов хореографии в неделю, 12 часов актерского мастерства, вокальные занятия, работа с текстом и партитурой. Люди меняются физически и профессионально — это тяжелый, но честный путь.
Выступают ли студенты на большой сцене во время обучения?
Мы не поощряем раннее участие студентов в хаотичных подработках. На первых курсах важно качество, а не количество выходов на сцену. Но начиная с третьего курса мы поддерживаем ребят в серьезных проектах: некоторые уже играют в мюзиклах, участвуют в лаборатории «Музыкальное сердце театра», работают на профессиональных площадках.
Мы следим, чтобы занятость не мешала учебе. На выпускном курсе студенты чувствуют себя более уверенно в профессии.
Какие испытания ждут первых выпускников кафедры?
Они пишут ВКР — серьезную теоретическую работу — и готовят полноценный мюзикл. В этом году это «Женитьба Бальзаминова». Для экзамена по вокалу выпускники исполняют два номера из мюзиклов, и каждый номер — это мини‑спектакль. Пение без внутреннего действия мы не приветствуем — мы называем такое чисто техническое вокальное исполнение «полосканием чувств». Нам нужна осмысленность, точность интерпретации каждой фразы.
В одном из интервью вы говорили, что любой мюзикл начинается с сюжета. Как вы понимаете, подходит ли сюжет для постановки?
Мюзикл — это не просто набор песен, это драматургическая форма. Хороший спектакль включает четыре обязательных компонента: романтическую линию, конфликт, динамику и зрелищность. Огромные литературные тексты приходится превращать в двухчасовое действие — это требует не только особых подходов к созданию музыки, но и драматургического мышления.
В этом году я написал для студентов мюзикл по Чарльзу Диккенсу «Сверчок на печи» — специально под их голоса, типажи и возможности. Это редкий опыт для вуза, когда учебный материал создается непосредственно для студентов. На сцене будет всего 11 человек — наш нынешний третий курс.
Отличаются ли постановки, осуществляемые на профессиональной сцене и в рамках учебного процесса?
Я считаю, что нет. Есть просто разница в масштабе.
Какие промежуточные итоги работы кафедры?
За несколько лет структура работы кафедры выстроилась в систему. У нас сформирована собственная методика — это синтез русской театральной школы, американской техники работы с актерами мюзиклов и нашего собственного практического опыта постановок. Мы стараемся адаптировать любые позитивные профессиональные наработки к российской сцене и к нашим актерам.
Мы с Валерией Вячеславовной создали для своих студентов учебник: упражнения, принципы исполнения музыкальных номеров, подходы к осмыслению драматургии песни. Эта программа уникальна, потому что родилась не в кабинете, а в реальной работе с артистами на сцене и в постановках по всей стране.
Расскажите о вашем взаимодействии в работе с супругой. Всегда ли ваши мнения совпадают?
Мы — люди, исповедующие общие взгляды на профессию, и потому редко спорим. Постоянно обмениваемся книгами, техниками, наблюдениями. Если один из нас изучает новую методику, другой ее обязательно примет во внимание. Мы не цепляемся за привычные формы, наоборот — ищем новые методы работы с артистом.
Внутри кафедры у нас строгая, но гибкая система. Мы оба понимаем, что современный артист мюзикла — это не просто исполнитель, а человек творческий, способный создавать новую реальность на сцене.
Какие дальнейшие планы развития кафедры?
Сейчас нас ждет первый выпуск. Мы стараемся понять, не ошиблись ли где-то, правильно ли составили учебный план, правильно ли подсчитали количество часов того или иного предмета. Уже сделали для себя кое-какие выводы. Где-то, может быть, нужно усилить теоретическую часть, а где-то, наоборот, давать студентам больше практических навыков. То есть мы не закоснели, напротив — постоянно растем и развиваемся. Главное, что мы очень любим этот жанр. Я считаю мюзикл высшим проявлением театральности.
Каково это — быть наставником для стольких талантливых людей?
Отвечу честно — это тяжело. Я объясню, почему. У итальянского писателя Джанни Родари (который написал «Приключения Чипполино»), есть книга «Джельсомино в стране лжецов». В ней был персонаж, которого звали Бенвенуто-не-сидящий-ни-минуты — он начинал стариться, как только садился. Вот и я стараюсь не засиживаться, чтобы не стареть. Я постоянно в работе: пишу песни, создаю и ставлю мюзиклы. Если у кого-то из студентов есть проблемы — работаю с ними индивидуально. Я искренне люблю свое дело, музыку, театр. И я хочу эту любовь привить своим подопечным.
