Седьмого октября в Малом зале Московской консерватории состоялся авторский вечер композитора, заведующего кафедрой композиции РАМ имени Гнесиных Кузьмы Бодрова. О том, как не жертвовать самореализацией и успеть всё, музыкант рассказал в интервью Марине Макаренко. 

Почему для своего творческого вечера вы выбрали именно Малый зал консерватории?

Я, честно говоря, и не мечтал в ближайшее время сделать концерт в Малом зале консерватории, потому что такие сцены исключительные: подобных «намоленных» мест в мире немного. Это не просто зал с роскошной акустикой, это историческое место, которое помнит самых лучших музыкантов мира.

Концерт возник случайно: отменилось одно запланированное мероприятие, и руководством кафедры композиции Московской консерватории, где я преподаю, было принято решение в честь моего скромного юбилея и нескольких премий, который я получил за этот год, доверить мне сделать свой авторский вечер. 

Как подбирали репертуар?

Репертуар строился вокруг исполнителей. Я предложил поучаствовать в концерте своим друзьям-музыкантам, и те, кто был в это время в Москве, сразу откликнулись. Для меня это безумно ценно. В концерте приняли участие дирижер Феликс Коробов, выдающаяся пианистка Екатерина Мечетина, один из лучших виолончелистов нашей страны Василий Степанов, который преподает в Академии имени Гнесиных, и известный скрипач Леонид Железный, который работает в консерватории.

Важная составляющая — несравненный Камерный хор Московской консерватории, с которым я дружу еще с тех пор, когда был жив его основатель Борис Григорьевич Тевлин. Сейчас коллектив возглавляет мой друг и коллега Александр Соловьев. В программе — в том числе произведения, написанные специально для этого хора: «Вокализ» памяти Родиона Щедрина и «Вечерняя молитва». 

Не так давно вы стали обладателем премии города Москвы в области литературы и искусства. Что эта премия для вас значит как для успешного композитора?

Эта премия для меня особенно ценна в первую очередь потому, что само произведение, за которое я получил ее, мне дорого. «Реквием» на слова Роберта Рождественского раскрывает тему памяти погибших героев Великой Отечественной войны. Это подвиг, который нельзя забывать. Он был написан по заказу Юрия Абрамовича Башмета, и это наша совместная работа с ним и его коллективом. 

Вы часто пишете на заказ. Как при этом не жертвовать самореализацией?

Заказы бывают разные. Например, недавно я делал оркестровую сюиту из прекрасных песен Андрея Эшпая. Это тоже заказ, композиторская работа, но, кроме связок, я практически ничего не сочинял. В таких случаях ты просто используешь свои профессиональные навыки. А бывают заказы, которые тебя действительно окрыляют, когда просят написать симфонию или инструментальный концерт. Здесь я уже заранее знаю, кто будет играть, где и когда. В таких заказах вдохновляешься личностью исполнителя или дирижера и можешь сполна самореализоваться.

А этому умению вдохновляться можно научить своих студентов?

Главное — научить не отчаиваться, когда не получается. Вдохновение — это результат невероятных умственных и физических усилий. Если не будешь каждый день трудиться, писать, работать, то оно точно не придет само. Когда работаешь за инструментом, не отчаиваясь, даже перед сном что-то обдумываешь, по многу раз прокручиваешь, тогда приходит вдохновение — ясность замысла. 

Как вы для себя определяете, что произведение получилось? 

Трудно сказать: свое дитя всегда дорого, даже если оно с изъяном. Наверное, если часто исполняется. Например, пьеса «Отражения», которую я написал несколько лет назад для Юрия Абрамовича Башмета и «Солистов Москвы», мне казалась полным бредом. Думал, сыграют разок и забудут. А они исполнили ее уже почти сто раз и в разных странах. В ней совпало сразу всё: и узнаваемость цитат, и прекрасные солисты, и первоклассный оркестр. 

То есть для вас реакция публики имеет значение?

Да, для меня имеет. Есть авторы, для которых, наоборот, бурная реакция публики — красный свет. Каждый творец по-своему относится к своему творчеству. 

Как вам кажется, публика хорошо воспринимает что-то новое?

Публику надо воспитывать. Я за то, чтобы в один вечер звучала разная музыка. Например, недавний концерт Юрия Абрамовича Башмета: в программе были Пятая симфония Чайковского, Симфония Свиридова (мировая премьера авторской версии) и мой «Путеводитель по оркестру» — объединение сразу несколько поколений. Благодаря исполнительской мудрости был полный зал, и публика смогла выдержать два достаточно сложных для восприятия произведения.

Как совмещать творческое (композицию) и официально-деловое (руководство кафедрой)? У вас четкое разделение этих сфер или одно существует параллельно с другим?

Существует параллельно и с трудом. Времени иногда не хватает даже на базовые вещи в виде ужина. Творчество всегда на первом месте, но меня очень увлекает работа в Академии и Консерватории: и там и там происходит много вдохновляющих вещей. Отказаться от этого всего я просто не могу, поэтому приходится как-то совмещать. 

В этом году состоялся первый выпуск магистров по направлению «Медиакомпозиция». Какие итоги можно подвести?

Первый результат — это то, как прошел первый выпуск. Академия, в лице ректора, пригласила Оркестр кинематографии Сергея Ивановича Скрипки в «Тонстудию» на Мосфильме. Там были записаны фрагменты каждого из выпускников под специальный видеоряд, и теперь каждый из них имеет свое портфолио в виде профессионально выполненной работы, которое они могут предоставлять продюсеру. Не каждый фильм может похвастаться такой записью. 

И второй результат — это замечательная Елена Шипова, наша выпускница, получившая премию престижного конкурса ArtMasters. Она имеет базовое образование как композитор (закончила Казанскую консерваторию) и сюда пришла, чтобы отточить мастерство. Лена — отличный пример того, как благодаря таланту, труду, педагогам и возможностям, которые предоставила Академия, можно взлететь. Каждый берет столько, сколько он хочет. Она времени даром не теряла — и вот результат.

Как вам удалось собрать педагогический состав из настоящих мастеров своего дела? Чем мотивировали?

Уговаривать не пришлось. Такие люди, как Артем Васильев, Юрий Потеенко, Никита Каменский и Татьяна Егорова откликнулись практически сразу. Каждый принимает участие в меру своей занятости: кто-то в виде мастер-классов, кто-то отдает себя целиком и полностью, будучи очень востребованным в киноиндустрии. Но все наши педагоги болеют своим делом и готовы делиться опытом. Когда они увидели, что Академия дает всю платформу, оборудование, дорогостоящие помещения и возможность комфортно работать на высоком уровне — мотивировать чем-то еще не пришлось.

Кто сейчас приходит учиться по этому направлению? 

Студенты приходят разные, но, так как это магистратура, все уже имеют навыки композиции. Некоторые приходят с опытом, причем мощным: им надо, скорее, набраться именно академических навыков. А кто-то наоборот, имея сильную классическую базу, хочет глубже изучить сферу медиакомпозиции. 

К чему готовить академических композиторов в эпоху медиа? 

К тому, что надо уметь всё: и написать концерт или симфонию, и аранжировать какую-то эстрадную песню, и сочинить музыку для народного оркестра или марш для военного — все что угодно. Композитор применяет себя в разных сферах: и как аранжировщик, и как автор музыки в драматическом и музыкальном театре или кино. При этом везде спектры задач очень широкие. К этому и надо приучаться. Иначе будешь думать только о своих симфониях, ждать, пока тебе ее закажут —  этого можно и лет 50 прождать. Готовить надо и к грамотной коммуникации: уметь общаться с режиссерами, с оркестрами. Всё это в совокупности обязательно приведет к результату.

Что для вас современная музыка? В чём ее назначение?

Современная музыка бывает разная: понятная рядовому слушателю или нет. Каждый композитор для себя выбирает свой язык высказывания. С моей точки зрения, музыка должна дарить утешение человеку, лечить его душу. Иногда лечение бывает горьким и болезненным. Красота творчества в том и заключается, что каждый композитор — это отдельная вселенная, со своими установками, взглядами, противоречиями. И нельзя сказать, что кто-то прав, а кто-то нет. Главное — искренне выразить то, что хочешь.