Валторнист Никита Янковский родился и вырос в Новосибирске, в семье потомственных музыкантов. Учился сначала в Новосибирской специальной музыкальной школе, затем — в Германии и Швейцарии, неоднократно принимал участие в проекте Юрия Башмета «Всероссийский юношеский симфонический оркестр». В 2024 году Никита вернулся в Россию и стал артистом Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, а в 2025 совместно с командой создал проект «ServiArtis» — концертно-образовательную лабораторию для молодых музыкантов Сибири. Прямые трансляции мастер-классов собрали более 900 участников, а итоговый концерт «LUME» произвел настоящий фурор. Подробнее о работе над проектом Никита Янковский рассказал в интервью Марине Макаренко.

Что такое «ServiArtis»?

Проект «ServiArtis» — это лаборатория исторического исполнительства. У нас были индивидуальные и коллективные мастер-классы по историческому исполнению на трубе и гобое, занятия по музыкальной риторике, офлайн и онлайн лекции, посвященные истории оркестра, орнаментике музыки барокко, эволюции медных духовых инструментов и технологии игры на них. Кульминацией проекта стала премьера иммерсивного спектакля-пантомимы «LUME», созданного на основе Cantigas de Santa Maria Альфонсо X Мудрого. Всё это проходило на базе Новосибирской специальной музыкальной школы.

Важной частью проекта были открытые репетиции итогового концерта. Одну из них мы провели совместно с Благотворительным фондом помощи детям «Звезда надежды». К нам приехали особые ребята, для которых мы провели сеанс звуковой терапии. Это было очень трогательно. С визуальной частью проекта нам помогли ребята из Архитектурно-художественной студии «Контур». Они пришли к нам на репетиции, послушали музыку и на основе услышанного сделали гипсовые фигуры и картины для украшения фойе Концертного зала.  

Как появилась идея проекта?

Когда я учился в Германии, я случайно увидел в библиотеке старые-старые манускрипты. В них были написаны квадратные ноты и нарисованы красивые картинки рядом. Манускрипты были огорожены красной лентой, к ним можно было подойти, но брать их было нельзя. Мне стало очень интересно, что это такое. Я прочитал надпись рядом: «Cantigas de Santa Maria Альфонсо X Мудрого».

Я написал своему другу, который хорошо разбирается в ранней музыке, и он мне скинул ссылку на статью. Я почитал и понял, что это огромный культурный пласт: более 400 песен. И всё, пришла идея: «Вау, это можно интересно обработать». Я сразу стал смотреть, как исполняют эту музыку сейчас исторические ансамбли, как различные консорты адаптируют ее под себя. И, вдохновившись этими картинками, записями и тем, что этой музыке 800 лет, я написал своему другу Павлу Заморухову и предложил переложить эти мелодии для симфонического оркестра.

Мы занимались подбором кантиг (одноголосных испанских песен) и их инструментовкой два года. Потом стали привлекать людей, собрали небольшую команду. И я подал заявку в Президентский фонд культурных инициатив, с помощью которого этот проект, наконец, был воплощен в жизнь.

Кем вы вдохновлялись?

В первую очередь, Жорди Саваллем и его ансамблем Hespèrion XXI. Границы их репертуара, интерпретации, подача, энергия не перестают шокировать меня. Мощное влияние на всю команду оказал феномен Теодора Курентзиса и musicAeterna, не восхищаться которым сложно, особенно учитывая, что корни этого оркестра уходят в Новосибирск. Нам очень повезло взаимодействовать со многими артистами, которые работали вместе с Теодором Курентзисом — например, с Аркадием Бурхановым. 

Очень сильно вдохновлялись ансамблем Waverly Consort: они сделали много хороших популяризаторских проектов, к тому же, у них есть диск с записями испанской средневековой музыки «¡IBERIA! Spanish and Portuguese Music of the Golden Age», они специально занимались творчеством Альфонсо Эль Сабио. Еще Бременский барокко-оркестр, ArteFactum, Collegium Musicum… Мы во многом хотели ориентироваться на такие ансамбли, брать от них какие-то мысли, потому что знали, что там очень компетентные люди, которым можно доверять.

Команда проекта — кто эти люди? 

Команда проекта — это коллектив единомышленников, которые ищут свое место в искусстве. В нашем импровизированном ансамбле есть неклассические инструменты симфонического оркестра, хор, актерский состав. Мы вместе называемся «ServiArtis» — «Слуги искусства», потому что нам очень нравится то, чем мы занимаемся, и мы готовы ради этого жертвовать всем: и сном, и работой, и личными делами. Если служить искусству, то служить в полной мере. 

У нашего проекта также есть наставники — ведущие музыканты страны и мира: Леонид Гурьев (трубач, преподаватель ФИСИИ в МГК), Оливье Дарбелле (солист Бернского симфонического оркестра, мой преподаватель), Рафаэль Паласиос (гобоист, дирижер и доктор музыкальных наук Университета Париж-Сорбонна) и Уилл Сандерс (профессор консерватории Маастрихта и Высшей школы музыки в Карлсруэ, также мой преподаватель). В процессе к нам присоединился Аркадий Бурханов, о котором я уже говорил, — художественный руководитель и солист Ансамбля ранней музыки «Insula Magica», человек, который с большим уважением относится к старинной музыке. Он дал нам очень много инструментария из своей коллекции и помогал на репетиционной сессии (переводил лекции, мастер-классы).

Рафаэль Паласиос

Вы уже упоминали о концерте «LUME». Расскажите о нем подробнее.

«LUME» — это итог нашей лаборатории; концерт в двух отделениях. Первое — иммерсивное концертное действие — форма взаимодействия не только разных искусств и пластов музыки, но и артистов со зрителями. С визуальной частью нам помог Юрий Митякин, выпускник ГИТИСа, актер и режиссер Драматического театра «Советский» в Новосибирске. Я рассказал ему нашу идею и попросил помочь с пластическим решением. Он сразу согласился, так как сам давно интересуется античным театром. 

Когда мы начали репетировать, поняли, что всё звучит не так, как ожидалось. Мы стали многое менять и до конца лаборатории не знали, как будут выглядеть некоторые фрагменты. Всё начало рождаться по мере репетиционной сессии: мы почувствовали бешеную свободу выбора. Мы добавляли какие-то пласты, убирали их, пробовали разные варианты посадки оркестра и составы, танцевали сарабанду с инструментами в зале под метроном. У нас были такие эксперименты, что люди заглядывали в зал на репетиции, закрывали дверь и думали, что происходит что-то ненормальное. Но ни у кого из нас не было академических предубеждений, как можно, а как нельзя играть. 

Во втором отделении звучало попурри из музыки Вивальди, Монтеверди, Люлли и Рамо. Это были просто те произведения, в которых откликается наш дух и энергия. В них мы почувствовали желаемое звучание нашего оркестра.

Как зритель вовлекается в происходящее и каким образом он становится участником истории в рамках проекта?

В основном, посредством лекций: их посетило очень много и студентов, и учащихся, и педагогов из Новосибирской специальной музыкальной школы, из консерватории, из колледжа. Очень большой был онлайн-охват: 900 человек подключилось на лекцию к Рафаэлю Паласиосу, около 750 человек подключалось к лекциям Оливье Дарбелле и Уилла Сандерса. И это была не просто пассивная масса — люди активно задавали вопросы в чате, реагировали, комментировали.

Что касается итогового концерта, то мы поняли, что для усиления взаимодействия со зрителями нужно как-то дислоцировать музыкантов, и поэтому использовали пространство по-разному: артисты перемещались по залу вплоть до конца концерта. Мы переживали, что это будет как-то слишком… Либо слишком необычно, либо слишком неоправданно. Но в итоге результат был ошеломляющий: мы сами почувствовали в моменте, что достигли выхода в какое-то небытие. Мы поняли, что надо продолжать.

Как вы видите будущее развитие проекта и будут ли новые формы взаимодействия с аудиторией?

Нет задачи специально что-то придумать, нужно искать баланс между принятым сегодня стандартом и чем-то, утонувшим в веках, потому что перевернуть всё с ног на голову — безрассудно и бессмысленно. Должна быть база, на которой всё существует.

Мы хотим пробовать себя также в разных эпохах, в разных жанрах: не только в музыке барокко, но и в более поздней и современной. И мечтаем расширять проект за пределы Новосибирска, прилагаем все усилия для реализации этой идеи.