На дворе первые дни 2020-го года. За окном «европейская» зима, на столах нескончаемые пиры, в головах звон бокалов, вокруг близкие и родные люди. Редакция «БезФальши» предлагает на пару минут отвлечься от праздничной рутины и вспомнить то, что принес в историю 2019-й.
ПРОРЫВ
Звание «Прорыв года» получает джазовый гитарист Евгений Побожий. Музыкант закончил эстрадно-джазовую кафедру в Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова, работает в Московском джазовом оркестре Игоря Бутмана, собрал собственный квартет. 3 декабря Евгений Побожий выиграл Международный конкурс Института джаза имени Херби Хэнкока (ранее – Конкурс им. Телониуса Монка), тем самым став первым в истории музыкантом из России, который победил на престижнейшем американском джазовом конкурсе. Гитарист очаровал жюри владением разными стилями и умением играть в ансамбле.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/396421F4-6418-4663-8A77-3EF1731A0551-1024x665.jpeg)
ДОСТИЖЕНИЕ
Достижением года становится победа ансамбля современной хоровой музыки “Alto coro” на конкурсе чемпионов “Grand Prix of Nations” в рамках IV-х Европейских Хоровых Игр в шведском Гётеборге. Европейские Хоровые Игры – один из престижнейших хоровых конкурсов в мире. Основатель и художественный руководитель ансамбля – ректор Российской Академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения Александр Сергеевич Рыжинский. Свою историю «Altro coro» ведет с 2010-го года, за это время коллектив обрел обширный концертный репертуар, включающий произведения XX-XXI веков, в том числе и редко исполняемые.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/CB923BEB-CE51-458C-A08B-3D4E1F5FD4D8-1024x887.jpeg)
ПРЕМЬЕРА
«Поругание Лукреции» получает звание «Премьера года» по версии «БезФальши». В апреле 2019-го в театре «Новая опера» имени Е.В. Колобова состоялась московская премьера оперы «Поругание Лукреции» Бенджамина Бриттена. Постановка стала частью программы Года музыки Великобритании и России. Главный дирижёр и музыкальный руководитель — Ян Латам-Кёниг, постановщиками стали режиссёр Екатерина Одегова и художник Этель Иошпа. “Лукреция” – это спектакль, в котором прекрасное звучание, актерская игра и художественное оформление соединились по режиссерской задумке, чтобы не только поставить вопросы нравственности, но и предложить свои ответы.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/2DF75E26-894C-40F4-B2B4-5911C60CD882-1024x683.jpeg)
СОБЫТИЕ
Здесь, конечно же, без вариантов – это XVI Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Соревнование имеет славную историю (проводится с 1958-го года), и повидало на своем веку как триумфальный взлет, так и безнадежный упадок. Последнее десятилетие, после того как председателем оргкомитета конкурса стал Валерий Гергиев и была получена мощнейшая финансовая поддержка, состязание вновь обрело статус одного из престижнейших в мире. В 2019-м конкурс прошел на 11-ти концертных площадках Москвы и Санкт-Петербурга, были введены две новые специальности: медные и деревянные духовые инструменты. Был поставлен рекорд: трансляцию на Medici.tv посмотрели более 10-ти миллионов человек по всему миру.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/129E912D-3FC7-406B-B4F4-B3B3879E7EA1.jpeg)
ФЕСТИВАЛЬ
В 2019-м году в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась невиданная в России по масштабам выставка картин норвежского живописца Эдварда Мунка, известного работами “Крик” и “Мадонна”. Уникальному событию был посвящен проходящий в стенах Третьяковки не менее уникальный фестиваль камерной музыки «Vivarte». Художественный руководитель Борис Андрианов пригласил в Москву известнейших музыкантов из России, Канады, Австрии, Великобритании и скандинавских стран: Дмитрия Илларионова (гитара), Сергея Догадина (скрипка), Игоря Рахлина (скрипка), Сару Макелрави (скрипка), Итамара Голана (фортепиано), Дмитрия Синьковского с его ансамблем «La Voce Strumentale». Изысканность программы, маститость и виртуозность музыкантов, проникновенность интерпретаций делает «Vivarte» одним из лучших камерных фестивалей в России.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/3D865376-323D-48C8-A52C-4A627F918FAD.jpeg)
СКАНДАЛ
В августе и сентябре этого года испанского мэтра оперной сцены Пласидо Доминго обвинили в сексуальных домогательствах в совокупности 20-ти представительниц прекрасного пола. Все эти инциденты имели место быть в далёком прошлом – аж в 1990-е годы. Почему это всплыло только сейчас? Остаётся только догадываться. Как и остаётся только удивляться тому, насколько своеобразно законодательство США. Леденящие кровь «преступления» Доминго из серии “он пригласил меня на ланч”, “он подошёл ко мне вплотную и предложил остаться у него” послужили причиной увольнения 78-летнего певца с поста директора оперы Лос-Анджелеса, ухода из Метрополитен-опера и отменой концертов. Жаль, что бездоказательные обвинения, вызванные скорее всего завистью и алчностью, находят поддержку в таком с виду развитом и демократическом обществе, как американское.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/8B5C3C9E-7EB3-45BE-953C-B4FC063526BF.jpeg)
СМЕКАЛКА
Сцена – место сюрпризов, причём не всегда приятных. Музыкантам приходится во время выступлений выкручиваться с лопнувшими струнами, расстроенными роялями и забытыми нотами. Например, в финальном туре XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского оркестр начал играть произведения одного из пианистов в обратном порядке. Конкурсант из Китая Ань Тяньсю был в недоумении, услышав вступление из «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова, а не из Первого концерта Чайковского, который он планировал играть вначале. Пианист многновенно сориентировался и выступил достойно. Причину казуса узнали позже: инспектор Госоркестра перепутал порядок произведений, и разложил партии на пульты оркестрантов в неверной последовательности. Жюри единогласно решило вручить конкурсанту специальный приз «за самообладание и мужество».
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/7417883B-BE4A-484C-9125-5504CC37AC63-1024x683.jpeg)
ГАСТРОЛИ
Тринадцатиминутные овации после четырехчасового «гипноза» и множество восторженных рецензий – итог постановки «Хованщины» Мусоргского Валерием Гергиевым в «Ла Скала». «С порхающими без устали пальцами, он выводил звук такой интенсивности, как будто для исполнения был вызван дух его родины – “черноземная сила”, как писал Мусоргский», –прокомментировало работу российского дирижера издательство «Financial Times».
В главных ролях выступили солисты Мариинского театра: «Мощный, гротескный Иван Хованский в исполнении Михаила Петренко, Екатерина Семенчук, словно впитавшая властный характер своей героини, Алексей Марков, впечатливший голосом и ярким образом Шакловитого» («La Stampa»).
Также над оперой работал итальянский режиссёр Марио Мартоне. После фееричной премьеры в феврале «Хованщина» шла в «Ла Скала» ещё весь март, а в июне спектакль исполнили в Московской филармонии.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/AF415B78-FF45-435E-BE87-C3C6D97EEFB6-898x1024.jpeg)
ПРЕЗИДЕНТ ГОДА
В октябре 2019 года в стенах Российской академии музыки имени Гнесиных произошли важные кадровые перестановки: ректором вуза был избран Александр Сергеевич Рыжинский. Его предшественница Галина Васильевна Маяровская, занимавшая этот пост с 2007 года, стала президентом Академии. Должность была учреждена специально, исходя из того, что вуз получит энергичность и решительность Александра Сергеевича вместе с опытом и авторитетом Галины Васильевны. Началась новая традиция президентства Гнесинке, которая наверняка принесет заведению заметную пользу.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/6E677C6C-483A-48F8-B6EE-288488C6C6CF.jpeg)
ПОТЕРИ
Необходимо вспомнить тех, кто оставил свой уникальный и запоминающийся след в музыке, и кому не суждено было пережить 2019-й.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/5F0C6466-15A4-4235-ABCF-C983A66A8399-683x1024.jpeg)
Евгений Крылатов, композитор, народный артист РФ. Им создано большое количество сочинений в разных жанрах: симфоническая, камерная, эстрадная музыка, музыка для драматического театра, радио и телевидения, но особенно плодотворно его творчество в кинематографе: он стал автором музыки более чем к 160 фильмам и мультфильмам («Простоквашино», «Умка», «Гостья из будущего», «Чародеи», «Приключения Электроника»). Умер 8 мая в Москве в возрасте 85-ти лет.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/8097CAAD-884A-48CF-9C7D-CC0A0258FFCD-806x1024.jpeg)
Джесси Норман, легендарная американская оперная певица. В её репертуаре присутствовал богатейший камерный и вокально-симфонический репертуар от Баха и Шуберта до Малера, Шёнберга («Песни Гурре»), Берга и Гершвина. Также Норман записала несколько дисков спиричуэлc и популярных американских, а также французских песен. Ее оперный репертуар включал партии из опусов Р. Штрауса, Р. Вагнера, Ж. Бизе, И. Стравинского, Г. Берлиоза и многих других. Джесси Норман не стало 30 сентября в Нью-Йорке на 75-м году жизни.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/B57E330D-4868-469C-A2AA-7348CF9D377E.jpeg)
Гия Канчели, композитор, автор семи симфонии, множества хоровых произведение и музыки к фильмам «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза», народный артист СССР. Умер 2 октября в Тбилиси на 85-м году жизни.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2020/01/8D234879-B5D9-4CBA-B556-1A86EDE6F8B9.jpeg)
Марис Янсонс, советский и российский дирижёр, народный артист РСФСР. С 1979 года занимал место музыкального руководителя оркестра Филармонии Осло, с 1994 года сотрудничал с Венским филармоническим оркестром. В 2004—2016 являлся главным дирижёром нидерландского Концертгебау. Среди других коллективов, с которыми работал Янсонс, — Берлинский филармонический оркестр, симфонический оркестр Баварского радио, Чикагский, Кливлендский и Питтсбургский симфонические оркестры. В 2005 году Янсонсу присудили «Грэмми» за исполнение Тринадцатой симфонии Шостаковича. Умер в Санкт-Петербурге 1 декабря в возрасте 76 лет.
Фото: Газета.ру, Рeoples.ru, Живой журнал, Международный конкурс им. П. Чайковского, Назарово онлайн, Джаз.ру, Новая опера, Ревизор, Юнидент