4 апреля в 26 аудитории в рамках XVI всероссийской научной конференции «Исследования молодых музыковедов» прошла Вторая секция «Аспекты исследования авторского стиля /отдельного сочинения».

Первой выступила студентка 3 курса Российской академии музыки имени Гнесиных Ирина Стродубцева. Ее работа с интригующим названием «С этой оперы началась моя артистическая карьера» была посвящена первому театральному произведению Джузеппе Верди, получившему мировое признание — опере  «Набукко». Молодой исследователь проанализировала откуда «растут ноги» у сюжета данного произведения и на какие традиции опирался композитор при его сочинении. Оказалось, что некоторые детали содержания «Набукко» схожи с ситуациями либретто «Моисея в Египте» Джоаккино Россини. Также Ирина Стародубцева провела паралелли между музыкой и драматургией обеих опер — например, партии пророков в них отданы исключительно баритонам, а «тиранов-угнетателей поют басы». Налицо и соединение двух конфликтов — любовного и религиозного. Есть и многочисленные черты интонационного сходства определенных мелодических элементов «Набукко» и «Моисея».

В своем сообщении «Формирование оркестрового мышления М. П. Мусоргского: соната в 4 руки IN С-DUR как потенциальная симфония IN C» магистрант 2 года обучения Российской академии музыки имени Гнесиных Иван Левашев рассказал о загадочном сочинении великого русского композитора — неоконченной то ли сонате, то ли симфонии, из которой сохранились только две части. Молодой ученый объяснил, почему данное творение назвать фортепианной сонатой можно с натяжкой: на это указывают употребляемые Мусоргским штриховые приемы и принципы организации материала.

Следом прозвучал доклад «Семиотика музыки на духовные темы: вокальные произведения С. В. Рахманинова» аспирантки 2 года обучения Российской академии музыки имени Гнесиных Анастасии Шаховой. На примере некоторых романсов Сергея Васильевича исследователь выявила особое значение религиозной темы в его творчестве, ведь внутри композитора всю жизнь «происходила борьба между страстями и духовным долгом». Также Шахова поведала об основных принципах строения музыкальной мысли, к примеру, о т. н. «замкнутом круге», который у Рахманинова он символизирует безнадежность.

Большой интерес вызвало выступление студентки 3 курса Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Ирины Ившиной — ее сообщение «Опера А. Н. Корещенко «Ледяной дом»: история создания, особенности либретто» приоткрыл некоторую завесу тайны этого произведения.   Ившина рассказала о сценической истории этой оперы — она была поставлена в московском Большом театре в 1900 году и имела успех благодаря гениальному исполнению партии Бирона великим Федором Шаляпиным и оформлению Александра Головина. Музыка же Корещенко не получила столь большого отклика у аудитории. Также студентка сравнила литературный источник сюжета оперы — роман Ивана Лажечникова и само либретто Модеста Чайковского, выявив отличия этих двух самостоятельных и ценных работ.

Весьма занимательно было сообщение аспиранта 1 года обучения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Данилы Любимова — оно было посвящено анализу рукописи партитуры балета «Бабочки» Николая Черепнина. Фортепианная сюита Роберта Шумана была оркестрована этим «музыкальным живописцем» эпохи Серебряного Века для одноименного балета Михаила Фокина, премьера которого состоялась в 1912 году в Мариинском театре. Позже этот спектакль вошел в репертуар Русского балета Сергея Дягилева. В своем исследовании Любимов подчеркнул, что Черепнин не ставил перед собой задачу как-то «приукрасить» Шумана, все получилось наоборот — он «максимально бережно отнесся к авторскому замыслу». Например, в своей партитуре Николай Николаевич сохранил изначальные регистровые соотношения — в итоге «Бабочки» в его симфонической обработке все равно остались сочинением, сохраняющим свою фортепианную природу.

Исключительно яркое впечатление оставил доклад «Стравинского-композитора я боговторю»: об оркестровке Первой симфонии Д. Д. Шостаковича», представленный студенткой 3 курса Российской академии музыки имени Гнесиных Яной Горелик. Она отметила, что стиль Стравинского сильно повлиял на музыкальный язык раннего Шостаковича, для которого в молодости тот был одним из примеров для подражания. Влияние Игоря Федоровича сильно отразилось в Первой симфонии мастера — в ее музыке явно ощущаются черты театральных сочинений старшего коллеги. Например, балета «Петрушка», который Шостакович неоднократно смотрел в Кировском театре. При этом уже здесь композитор показал свою индивидуальность — в Первой симфонии слышны оригинальные тембровые сочетания, характерные в будущем именно для его творчества. Секция завершилась выступлениями, которые были посвящены современной музыке — свои сообщения представили студентка 3 курса Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Екатерина Павленко и магистрант 2 года обучения Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова  Марина Сырбу. Если первый доклад был посвящен Второй симфонии Филиппа Гласса, то второй рассказывал о творчестве английского композитора экспериментальной музыки Корнелиусе Кардью. Молодые ученые поведали об особенностях творческого мышления этих двух «творцов настоящего», а также высказали собственную точку зрения, в чем заключается новаторство Гласса и Кардью в контексте нашей эпохи.