5 апреля в конференц-зале Шуваловской гостиной Российской академии музыки имени Гнесиных в рамках XVI всероссийской научной конференции «Исследования молодых музыковедов» подошла к завершению секция докладов «Аспекты исследования авторского стиля /отдельного сочинения». В центре внимания юных исследователей оказалась малоизвестная музыка XX и XI веков.
В этом году в Гнесинку приехали студенты Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова. Софья Додуладова, Игорь Коновалов и Диана Томских представили три доклада, посвященных творчеству современных датских композиторов, имена которых знакомы далеко не каждому знатоку академической музыки: Бента Серенсена, Пера Нергора, Ханса Абрахамсена.
Второй день конференции открыла студентка 2 курса Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Софья Дудоладова. В своем исследовании ««Страсти по Матфею» Бента Серенсена: особенности работы с поэтическим текстом» она рассказала о разнообразной трактовке текстов, которые легли в основу музыкального произведения. Либретто «Страсти по Матфею» Бента Серенсена сочетает в себе произведения поэтов 20 века и строки из священных писаний. Проанализировав композиторскую рефлексию, молодой музыковед пришла к выводу, что автор сочинения намеренно хотел показать двойственность трактовки поэтического текста посредством музыкальных средств выразительности.
Изучение скандинавской композиторской школы продолжил Игорь Коновалов. В его докладе «Эстетические принципы и композиционные новации Пера Нергора», словно под микроскопом, были рассмотрены достижения в сфере композиторского письма в творчестве Пера Нергора. Своеобразной вершиной в технике датского композитора стало открытие «Бесконечной серии» ― нового принципа организации звуко-высотной структуры. «Нергор убежден, что мир иерархической композиции может способствовать расширению слушательского сознания», ― резюмировал Игорь Коновалов.
Выступление Дианы Томских затронуло творчество ещё одного датского композитора ― Ханса Абрахамсена. С подлинным интересом музыковед рассказала о музыкальной поэтике произведения «Vers le silence», ставшего по мнению ряда критиков новым веком оркестровой музыки. Проанализировав музыкальный язык Ханса Абрахамсена, можно увидеть ряд семантических приемов, которые создают неоднозначность музыкальных образов в творчестве скандинавского композитора. По мнению Дианы Томских «Vers le silence» содержит амбивалентную символику снега. «Снег олицетворяет, с одной стороны, холод и смерть, но с другой, выступает символом чистоты, спокойствия, обновления».
Однако не все гости Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова сфокусировали внимание на скандинавской музыке. Так, Максим Сосновенко выступил с докладом на тему ««Спектральная техника и её реализация в «Tellur» Тристана Мюрая». Современный французский композитор обращается к химическому элементу осознанно: «Название, с одной стороны, обращает внимание на гитарный тембр, имеющий окраску в серебристые тона. Но главное ― маркирует идею, запечатленную в этой музыке: идею переходности, переплавки одной звучности в другую», ― считает Максим Сосновенко.
Следующей гостьей Гнесинки стала студентка Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова Айша Хасаншина. С особым трепетом она рассказала о музыкальном произведении своего деда-композитора Данила Хасаншина. Концерт-Азан № 1 для скрипки с оркестром стал ярким примером претворения в музыке фольклорного тематизма. Само название произведения говорит о синтезе академического светского и духовного начал, лежащих в его основе. Первое связано непосредственно с жанром европейского концерта. При этом в произведении соединяются обозначенные закономерности с автоцитатой, с цитатами башкирской народной музыки и с мусульманским каноническим жанром ― азаном.
Довольно неожиданно в контексте Четвертой секции конференции «Исследования молодых музыковедов» прозвучал доклад студента Российской академии музыки имени Гнесиных Филиппа Геллера. Музыкальный журналист рассказал о редко исполняемой опере М. М. Ипполитова-Иванова «Ася». Филипп Геллер рассмотрел рецензии, статьи и очерки об этом сочинении журналистов и музыковедов прошлого: Юлия Энгеля, Сергея Бугославского, Абрама Гозенпуда, Юрия Келдыша, и музыкальных критиков нашего времени ― Марии Жилкиной, Александра Матусевича и Игоря Корябина. После выступления Филиппа Геллера в зале началось бурное обсуждение несправедливо забытой режиссерами «Аси» М. М. Ипполитова-Иванова, которая по мнению музыкального журналиста заслуживает того, чтобы стать частью современного театрального репертуара. Заключительным докладом Четвертой секции стало онлайн-выступление студентки Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского Ольги Моториной. В центре научного интереса молодого исследователя оказалась фигура Яна Сибелиуса, а в частности, романтическое и национальное начало в симфонии «Куллерво».
Персонаж карело-финского эпоса «Калевала» общается с природой, но несчастен в любви, которая в конечном счете приводит героя к самоубийству. Ольга Моторина рассказала о том, как финский композитор описывает непростую судьбу Куллерво через различные музыкальные приемы ― посредством формы, жанровости, особой логики в выборе инструментального состава.