В Шуваловской гостиной РАМ им. Гнесиных прошёл круглый стол «50 лет мемориальному музею в вузе: итоги и перспективы».
Участники мероприятия – сотрудники Академии и гости из других вузов – обсудили итоги работы и планы развития музея, ставшего сердцем Гнесинского дома. «Наш музей посвящен людям, создавшим это учреждение, сохранению памяти, которая о них осталась», – подчеркнула проректор по научной работе Д. К. Кирнарская, открывая круглый стол.
Директор музея-квартиры А. А. Гапонов отметил, что за 50 лет жизни музея его сотрудники провели огромную работу. Сегодня музей-квартира – место, которое соединяет в себе и экспозиции, и площадку для проведения мероприятий (образовательных программ для взрослых и детей, памятных вечеров и даже праздников), и научно-исследовательскую базу с богатейшими архивами нотных материалов, аудиозаписей, писем, фотографий… Мемориальный музей посетили десятки тысяч людей из разных уголков мира. В фондах музея – более 20 тысяч наименований. К этим материалам – редким изданиям, коллекциям нот – обращались и продолжают обращаться и авторитетные ученые, и студенты. А благодаря стараниям канд. иск. Ю. В. Васильева, сегодня гнесинская квартира с её многочисленными рукописями – место для архивно-библиографической практики молодых музыковедов.
А. А. Гапонов также рассказал о некоторых мероприятиях, которые проводятся в музее-квартире. В их числе – традиционные «Посвящения в студенты», знаменитаяежегоднаяконференция «Гнесинские чтения», а также концерты в рамках цикла «Связуя поколения. Композиторы-гнесинцы».
Пианист, канд. иск. В. В. Тропп, который более двадцати лет руководил музеем, приехал на круглый стол из Германии. В своем выступлении он, в частности, отметил: раритетные нотные рукописи, в большом количестве имеющиеся в музее, могут стать бесценным материалом для исполнителей, которые стремятся найти новые музыкальные произведения. По словам Владимира Владимировича, студентам Гнесинки следует чаще предлагать подобные творческие задания – они должны искать и исполнять новые сочинения.
Какие проблемы имеются у музея сегодня? Об этом рассказала хранитель фонда музея А. С. Авдеева. Во-первых, не хватает элементарного интереса студентов к музею и тем событиям, которые в нем происходят. Также необходимо наладить и упорядочить поступление в музей новых материалов, касающихся сегодняшней жизни в Гнесинке. Так, все программы памятных концертов, конференций и другие документы, отражающие жизнь в Академии, имеют историческую ценность, отметила А. С. Авдеева. Поэтому очень важно уже сегодня формировать этот бесценный фонд. «Мы занимаемся историей вуза, и если в Академии проходят интересные мероприятия, вся информация о них должна быть у нас, – объяснила А. С.Авдеева. – Мы должны понимать, что это – в наших общих интересах».
Сохранение памяти о выдающихся педагогах, которые работают или работали когда-то, – еще одна важная задача, которую ставит перед собой музей. Для ее решения в 2018 году стартовал конкурс творческих работ «Мой педагог-гнесинец».
Музей должен стать полезным и нужным для всех, и многие преподаватели Гнесинки активно взаимодействуют с мемориальной квартирой. Заведующая кафедрой общего фортепиано О. А. Якупова и доцент М. Ю. Куинджи рассказали о совместных музыкально-просветительских проектах и концертах, которые пользуются огромной популярностью, и которых стоит ожидать и в следующем сезоне. Также выступили профессора А. В. Малинковская, Т. Н. Красникова, О. Р. Рякина, профессор МГУ Е. С. Федорова.
Сегодня Мемориальный музей-квартира – это не просто исторически значимое место, собравшее на нескольких десятках квадратов уникальные материалы. Это место, где сконцентрирована гнесинская Память, где живут традиции, соединяющие века и музыкальные династии. «Наш музей – сердце Гнесинского дома, которое объединяет всю его историю, его прошлое, настоящее и будущее. Мы примем к сведению все конструктивные советы и пожелания, которые сегодня прозвучали, – сказал в заключение А. А. Гапонов. – Будем работать и сделаем всё для того, чтобы наше взаимодействие с Академией и другими учреждениями было плодотворным».