Первого апреля в РАМ имени Гнесиных прошёл мастер-класс Анастасии Рагозиной по русскому народному танцу.

Один из первых теплых весенних дней. Из класса доносится топот и аккомпанемент гармошки, который прерывается заливистым смехом. Внутри пляшут студенты в цветастых платьях, парты сдвинуты к стенке, в углу притаился рояль, и всюду разбросаны вещи, вдоль лавочек — обувь, в которой пришли с улицы, —для танца нужны специальные туфли. Мелькают черные и красные каблучки, кто-то идет открывать окно — после двухчасовой пляски становится жарко, как летом.

Это мастер-класс Анастасии Рагозиной.  Выпускница кафедры народного певческого искусства Московского института культуры и искусств, известная исполнительница народных песен, она несколько лет была солисткой группы «Иван Купала», сейчас состоит в творческом объединении этнографов «Под облаками», деятельность которого направлена на популяризацию аутентичного фольклора. 

Мастер-класс задумывался как урок для учащихся одной из немногих в нашей стране кафедр этномузыкологии. Студенты, профессионально изучающие фольклор, как с преподавателями, так и самостоятельно осваивают азы русской пляски, однако на занятие пришли представители самых разных отделений. В общем круге всем едва хватало места, было трудно сохранять дистанцию: кто-то то и дело, рассыпаясь в сбивчивых извинениях, спотыкался о соседа, увлеченного очередной замысловатой дробью. 

Через полтора часа даже те, кто танцевал впервые, смогли правильно сделать несколько движений: как и у многих других этносов, русский народный танец на первых порах довольно прост и даже чем-то напоминает латиноамериканские «социальные танцы», ставшие в последние годы столь популярными в нашей стране. Но чем дальше человек учится этому искусству, тем сложнее и индивидуальнее становится пляска в его исполнении. Именно за такими знаниями пришли на мастер-класс этномузыкологи, а остальные студенты — чтобы познакомиться с корнями собственной культуры и выучить первые в жизни «лошадки», ключи и дроби.

Сама Анастасия увлеклась русским народным танцем во время обучения в институте. Именно там она встретила своего педагога, одного из ведущих этнохореографов в России — Алексея Ивановича Шилина.

«Алексей Иванович достаточно известный человек в кругах фольклористов-исследователей и этнохореографов. Он мой учитель, —вспоминает Анастасия с благодарностью.  — Также я училась у традиционных народных исполнителей, смотрела много видео с традиционной пляской, которые есть как в открытом доступе, так и в архивах Алексея Ивановича. Сейчас прохожу курс профессиональной переподготовки по профилю “Этнохореография”».

Анастасия Рагозина много преподает — проводит групповые и индивидуальные занятия и мастер-классы. С большим энтузиазмом и любовью ведет телеграм-канал «Научу петь аутентично». Впечатления от знакомства со студентами Гнесинки у нее остались самые положительные: «Мастер-класс в Гнесинке прошел для меня хорошо и легко, потому что там были студенты, в основном, профильных специальностей —этномузыкологи и дирижеры народного хора. Для них традиционная народная хореография — это один из предметов, которые они изучают. Они пришли подготовленные, с уже имеющейся базой. Нужно было только дать им определенные коды, ключи к импровизации в традиционной народной пляске».

В завершение мастер-класса участники поблагодарили Анастасию и, подарив цветы, еще около получаса задавали вопросы гостье, которая вдохновила их своим энтузиазмом и мастерством.

«Мне понравилось, что было динамично. Узнала какие-то новые варианты комбинаций привычных шагов, виды и сочетание дробей,— говорит студентка третьего курса кафедры этномузыкологии РАМ имени Гнесиных Ольга Мерзлякова. —Захотелось самостоятельно ещё лучше отработать показанные элементы, довести их до совершенства, автоматизма. Остаётся тренироваться и учиться самому сложному—  на ходу комбинировать, варьировать отдельные элементы, соединять их в единую пляску без перерывов, угловатых движений, серьёзного думающего лица. Довести, отработать до такой степени, чтобы “трудное сделать привычным, привычное —лёгким, лёгкое —приятным”».