16-17 октября в Государственном институте искусствознания прошла Всероссийская научная конференция «Михаил Глинка и русская художественная культура XIX–XXI веков: опыт исполнительской, критической и научной интерпретации». Она была приурочена к 220-летию со дня рождения великого композитора.

В конференции приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и Смоленска. Среди них – не только музыковеды, но и историки, культурологи и сотрудники библиотек. Ракурс докладов оказался очень разным: фигуру композитора рассматривали как в общеевропейском контексте, так и в контексте русской музыки (в том числе «глазами» его современников и последователей), останавливались на гармонических особенностях и формообразующих элементах музыки Глинки. Особый научный интерес вызвали вокальные сочинения — как оперные номера, так и романсы. 

«Глинка был очень переинтерпретирован. Один раз в соответствии с потребностями императорской власти, второй раз — с потребностями советских властей. И сейчас, как мне кажется, происходит попытка очищения представлений о Глинке. Это с одной стороны. С другой стороны, любое знание нуждается в обновлении. А еще я считаю, что Глинка — одна из самых загадочных фигур в русской музыке. Потому что все его знают, все говорят, что это солнце русской музыки, что это Пушкин русской музыки, а он исполняется крайне редко, — отметила куратор конференции Светлана Константиновна Лащенко. — И этот парадокс очень волнует специалистов».

Помимо докладов, в рамках конференции прошел концерт, в котором сотрудники и аспиранты Института искусствознания Н.А. Ефремов, А.В. Наумов и А.В. Чувашов исполнили последний вокальный цикл композитора «Прощание с Петербургом» (у рояля В. Юсупова). Также были представлены новая книга Анны Виноградовой «”Евгений Онегин” П. И. Чайковского: премьерное пятилетие в зеркале прессы» и сборник Алексея Чувашова «Мотеты Бортнянского». Это в очередной раз подтвердило невозможность рассмотрения фигуры Глинки без исследования творчества других русских композиторов.