18–20 апреля в стенах Российской академии музыки имени Гнесиных прошла V Международная научная конференция «Музыкальная композиция: теория и практика».
Эта конференция была создана в первые годы существования кафедры аналитического музыкознания в 2009 году. Ее заведующая, а также организатор Международного конгресса Ирина Петровна Сусидко отметила: «Конференция “Техника музыкальной композиции” стала как раз тем полем, на котором пересекались профессиональные интересы членов кафедры. Это актуальные вопросы преподавания и изучения музыкальной формы, полифонии и острое ощущение современных музыковедческих вопросов. Эта конференция в большей степени нацелена на имманентные проблемы музыкальной науки и искусства. В отличие от оперных и балетных заседаний, которые также проводятся нашей кафедрой, ее проблематика адресована в первую очередь профессионалам-музыковедам. В ней нет широкого охвата смежных искусств, хотя, конечно, литературоведы, философы, культурологи — нередкие гости на наших заседаниях».
В этом году центральная тема конференции — «нарратив vs архитектоника». Не случайно в заглавие нашего обзора вынесен знаменитый вопрос Жан-Жака Натье: «Можно ли говорить о нарративности в музыке?» Ведь у автора есть и не менее знаменитый ответ: «Нет. Музыка попросту не имеет такой семантической специфики». Хотя и Байрон Алмен, крупнейший специалист в этой области, и участники конференции не согласились с таким утверждением и своими выступлениями лишь доказали актуальность нарратологии. А такое соотношение с архитектоникой, с конструктивными аспектами музыкальной композиции — достаточно проблемная сфера, которая дает возможность исследователям использовать новые методы анализа и терминологию.
Ирина Петровна подчеркнула: «Как показал первый день конференции, в таком аспекте, так детально и разнообразно эта проблема не обсуждалась у нас в стране, хотя необходимость этого давно назрела». Отметим лишь некоторые доклады, тем самым затронув ключевые идеи конференции.
«Я испытываю сильную потребность создавать действие, фабулу. <…> Я сочиняю не форму, а ее восприятие» — такое высказывание Витольда Лютославского процитировал Левон Оганесович Акопян, который и открыл утреннее пленарное заседание. Его доклад о повествовательности в музыке стал «главной темой», разработанной или дополненной другими докладчиками.
Парный доклад докторов искусствоведения Ирины Петровны Сусидко и Татьяны Владимировны Цареградской был посвящен нарративу в музыкальной теории. А именно, параллельным процессам, которые протекали в англо-американском и российском музыкознании. Татьяной Владимировной было упомянуто, что понятие нарратив формировалось в англоязычном музыковедении, и в последние годы это направление активно развивается за рубежом. Но употребляется ли оно отечественными учеными? На этот вопрос ответила Ирина Петровна: «Бобровский, Яворский, Асафьев, Мазель, Цуккерман не указывали на то, что разрабатываемые ими подходы к анализу имеют отношение к этой сфере, возможно… они даже не задумывались об этом». Однако созданные ими методы, в том числе концепция интонационной фабулы И. А. Барсовой и тонфабула Р. Н. Берберова, создают параллель подходам в англо-американской музыкальной нарратологии. В своем выступлении докладчики обозначили основные концептуальные опоры, представили методы и результаты нарративного анализа сегодня.
Эти два доклада стали центральными точками конференции. Если их объединить в одно целое, то можно назвать так: «Повествовательность и теория повествовательности».
Сам термин «нарратив» возник далеко не в музыкальном искусстве, он был заимствован из историографии. Однако сейчас широко используется и музыковедами, и композиторами. Достаточно интересно и то, что докладчики сквозь призму нарратива и архитектоники рассматривали и не музыкальные произведения. Так, например, Ларисой Львовной Гервер была проанализирована проза Даниила Хармса. В таких примерах, как «Некий Пантелей…» и «Синфония №2» можно было распознать знакомые нам музыкальные формы. А Лариса Николаевна Березовчук рассмотрела нарратологический подход при исследовании образных временных искусств.
Постоянное развитие междисциплинарных связей позволяет музыковедению апеллировать новыми методами. Их активное использование дает возможность исследователям применять инструменты музыкального анализа и в смежных искусствах.
На вечерней секции «Соотношение структурных и музыкально-тематических процессов в музыкальном произведении» можно было наблюдать панораму докладов, диапазон которой был отмечен двумя границами — Бахом и Штраусом.
Секцию открыла Елена Васильевна Вязкова, которая не только рассказала о загадке «Музыкального приношения» И. С. Баха, но и разгадала ее.
Ольгой Олеговной Москвиной в докладе «“Метаморфозы” Р. Штрауса: специфика музыкального нарратива» отмечалось, как композитор выстраивает развитие материла из интонационно-гармонического ядра. Стоит принять во внимание мнение, что «Метаморфозами» можно назвать всю палитру затронутых докладчиками композиторов. Однако каждый из них выбирает свое ядро, свою интонацию и свой метод выстраивания повествования. И конечно же, хранят в своих произведениях тайны, которым и суждено быть разгаданными музыковедами.
«Такого рода конференции, как мне кажется, обязательно должны проводиться для того, чтобы наша музыковедческая наука активно развивалась, чтобы мы имели возможность детально проработать теоретические проблемы, обменяться информацией и новыми идеями», — поделилась с нами Ирина Петровна Сусидко.
Студентка академии Гузель Боронова провела следующее исследование. В программных увертюрах Мендельсона она обнаружила индивидуальное решение реприз при довольно ясном строении экспозиционного раздела. Причина такой трансформации могла быть связана именно с программным сюжетом.
Как и Мендельсон, воссоздадим репризу, но иначе. «… Время без рассказа мертво, как если бы его и вовсе не было», — именно таким высказыванием писательницы Ольги Токарчук, которую процитировал Л. О. Акопян, видится завершение первого дня конференции.