![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/photo_2023-05-08_20-41-23.jpg)
15 апреля в Концертном Зале Чайковского состоялась мировая премьера концерта для фортепиано и вибрафона с оркестром Сысоева «Сферы», а также российская премьера Реквиема Лигети.
Современную музыку на концертах филармонии играют не слишком часто, а уж мировая премьера свежесочиненного концерта, да еще сколько-нибудь известного композитора ― заметное событие даже в самый насыщенный сезон.
Алексей Сысоев ― композитор-экспериментатор, прошедший через целую палитру жанров в работе и творчестве: от джаза и до постмодернизма. Его музыка последнего десятилетия часто носит абстрактно-авангардный характер с присущими авангарду особенностями, например, нетрадиционными инструментами и элементами перформанса во время исполнения.
Таким стал и концерт Сысоева для фортепиано и вибрафона с оркестром «Сферы». Как обещал ведущий Ярослав Тимофеев в своем вступлении, слушателя ожидает красочная и эффектная музыка, которую, кроме обычных инструментов, исполнят 8 велосипедов и 120 смартфонов.
Внешняя составляющая концерта действительно была на высоте: в определенный момент на сцене появились большие советские неваляшки, которые ударники поднимали высоко над головой и качали из стороны в сторону (в этот момент в лучшем положении, чем слушатели в зале, оказались зрители трансляции: оператор проник в глубину оркестра и снимал этих кукол крупным планом). В конце «заиграли» обещанные зрителю велосипеды: их поставили «на попа» между медных духовых и, когда музыканты крутили руками педали, те издавали знакомый каждому велосипедисту специфический роторный треск, медленно затихающий за десять-пятнадцать секунд.
Финал произведения выглядел впечатляюще. По весьма жирной аналогии с «Прощальной симфонией» Гайдна оркестр группа за группой покинул сцену и разошелся по затемненному залу, светя вокруг себя фонариками смартфонов (с них еще звучала запись велосипедного треска, в которой невидимый звукорежиссер постепенно убавлял громкость до тех пор пока в зале не наступила тишина). Пока же оркестр расходился ― фортепиано и вибрафон играли длинную коду, напоминающую затухание в финале 4 симфонии Шостаковича (там, кстати, тоже звучат фортепиано и вибрафон), за одним лишь исключением, о котором речь пойдет ниже.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/photo_2023-05-08_20-41-24-1024x576.jpg)
Что же еще нужно современному композитору? Перформанс на месте, оркестровка – тоже, исполняют как будто бы весьма неплохо, и даже скорее хорошо. Но есть две важных детали, которые не то, чтобы портят впечатление, но переводят музыку из качества «отличной» и «замечательной» (если не гениальной) в разряд «неплохих» и «видно, что композитор старался».
Первая деталь ― композитор, кажется, увлекается и не совсем держит внимание аудитории. Конечно, здесь можно пожурить современного слушателя за то, что его внимание нужно удерживать, но факт остается фактом― в нескольких местах возникают мысли о насущных делах, планах на остатки вечера и вообще дальнейшую жизнь. И это скорее говорит о просчетах автора и проблемах формы, чем о занятости рецензента ― кажется, несколько разделов Алексей Сысоев затянул.
Вторая деталь ― отсутствие четкого и ясного тематизма, который цеплял бы слушательское внимание и держал его. И это не обязательно должна быть классико-романтическая или даже шостаковичевская тема с артикулированным тональным окрасом и всей причитающейся музыкально-теоретической основой. Вовсе нет. Не любая тема должна быть такой, чтобы ее можно было напеть или насвистеть: достаточно вспомнить кларнетовый концерт Кайи Саариахо, где тематизм не то чтобы очень уж певучий (и вообще его с трудом можно воспроизвести на чем угодно), но узнаваемый: он делится на несколько мелодико-интонационных «облаков», благодаря ему слышатся репризы, взаимодействие тем и поэтому слушательское внимание композитор(ка) не теряет. К сожалению, именно яркого, заметно тематизма «Сферы» Сысоева были лишены.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/bUkpolObkAg-1-1024x576.jpg)
Во втором отделении концерта прозвучала российская премьера Реквиема Дьёрдя Лигети. Это сочинение, может, не очень известное широкому слушателю, часто так или иначе обсуждается в рамках курсов по современной музыке и просто на «тусовках» современных композиторов и исполнителей современной музыки: в нем Лигети использует изобретенную им технику микрополифонии, когда отдельные партии хора и солистов сливаются в звуковые кластеры. Эта сплошная масса хорового звука переливается красками, изменяется и мутирует, двигаясь по регистрам ― но при этом остаётся сплошной и неделимой на созвучия. Здесь, конечно, встаёт вопрос о том, как сами исполнители ориентируется в этом пространстве, но как слушателям нам важен лишь сам факт того, что они не «плывут».
Конечно, Реквием, как и «Сферы», сложен для восприятия, но Лигети, как гениальный и исторически значимый композитор, попадает в точки внимания слушателя: в моменты, когда начинаешь терять концентрацию на музыке, её характер резко меняется (происходит перемена уже упомянутых тематических облаков), и про мысли о планах на вечер сразу же забываешь. И хотя Реквием не назвать приятной музыкой, он приносит гораздо большее эстетическое удовлетворение, нежели концерт Сысоева.
Стоит ли после вышесказанного прекратить посещать концерты новой музыки? Если вам к концерту не хватает гарантийного талона на впечатления ― пожалуй, да: новая музыка может оказаться совсем неудачной. Часто, как «Сферы» Сысоева, это добротная и качественная, но не гениальная музыка. Но порой посетитель концерта становится свидетелем локальной или глобальной вехи музыкальной истории, получив шанс первым услышать и составить впечатление о той музыке, что через полвека будут изучать как образец новые поколения композиторов и исполнителей.