17 июня 2021 состоится повторение юбилейного концерта российской хеви-метал группы “Ария”.  Шоу “Гость из царства теней” в записи во время карантина посмотрела Л.З., и давняя поклонница группы испытывает смешанные чувства относительно увиденного.

Стоит сказать, что свой 35-летний юбилей «Ария» отмечает, несомненно, с размахом. В качестве площадки была избрана новенькая ВТБ-Арена: стадион, которому под силу воплотить все самые смелые задумки артистов. Состоялось грандиозное шоу в стиле «Kiss» со всей необходимой для этого атрибутикой: полет над залом, огонь, обилие декораций и игры со светом, и более того — перевоплощения музыкантов в героев своих песен.

Почти половину концерта заняла презентация свежего альбома группы -«Гость из царства теней». В нем коллектив выдал такой же оглушительный, ясный хеви с сильной партией вокала и цунами гитарного риффа в середине песни, как и в 80-е. Их композиции раскрывают типичные для рок-музыки темы войны и смерти с узнаваемым позитивным настроем. Но только «Ария» — не просто группа: это символ борьбы в целом и борьбы против советской системы музыкальной цензуры в частности. А в 2020 году вместе со взлетевшим над сценой новым солистом «Арии» Михаилом Житняковым  улетучился поборнический дух: он воплотился в показушной и временами неестественной эмоциональности и в музыке, написанной ладно да складно в стиле группы, но не более того.

Когда-то группа написала песню «Машина смерти». В одном ее фрагменте отразилась вся история коллектива:

Мы будем драться, чтобы жить

За тех, кто первым был убит.

Враг — словно призрак без лица.

Мы будем драться до конца.

Как это связано с историей группы? Тут важна каждая деталь.

1) Металлисты дрались за то, чтобы выжить в государстве, которому был неугоден хеви-метал.

2) Они мстили за тех, кто пострадал за свою любимую музыку.

3) Их враг — вездесущий призрак под названием «идеология» — бездушная машина, уничтожающая все, что не вписывается в установленные ею же рамки.

4) Они решили драться до конца. И настолько сильно верили в свою победу, что даже в самые сложные годы, когда жить было не на что, и Кипелову приходилось работать сторожем на той же базе, где проходили репетиции, они не бросили музыку. Владимир Холстинин, основатель группы и единственный «ариец», кто ни разу в жизни не изменил коллективу, подрабатывал шофером. Он признавался, что временами ему хватало денег только на бензин и на корм своей кошке: может, бросить все это да податься в инженеры, пока не поздно? Но каждый день, приходя домой с работы, Владимир брал в руки гитару и сочинял.

И они победили. Машина смерти — каток, под который попадала вся тяжёлая музыка, была взорвана, как залы на концертах в 90-е и в начале нулевых. Но когда победа стала очевидна, занавес распахнулся и хеви-метал перебрался из пыльных клубов на стадионы, группу покинул истинный дух рока, что и сказалось на энергетике юбилейного концерта.

«Ария» начинала, когда наша страна еще донашивала ярмо худсоветов. Был проложен ясный музыкальный курс: вокально-инструментальный ансамбль в опрятных пиджачках должен исполнять приятную музыку на проверенные темы. Ни о каких развевающихся хаерах, металлистских шипах на одежде и огненных струях пассажей, соскальзывающих с электрогитар с большой сцены и помыслить было нельзя. Эпоха перестройки, наставшая в 90-х годах, принесла много горя экономике и имиджу страны. Но для рок-музыкантов вместе с тотальной свободой слова распахнулись двери на большие площадки. Казалось бы – твори, не хочу! Но все свои самые яркие композиции, на мой субъективный взгляд, «Ария» написала в эпоху СССР. А в 2002 году группа вообще распалась. Многие поклонники перешли в клан фанатов «Кипелова» (этот коллектив основал экс-лидер «Арии») потому что, по их мнению, «Ария» не могла существовать вне Кипелова.

Сегодня, конечно, нужно воздать должное Житнякову: он изо всех сил старается подражать Валерию Александровичу в плане тембра голоса и сценического образа в целом. Но Валерий вместе с коллективом прожил «классическую эру» «Арии» и поэтому понимал, о чем он поет. Вся боль и вера в победу была непридуманной, ненаигранной. Настоящей. А Михаил Житняков — не более чем хороший тенор, зарабатывающий на имени «Арии».

И, как выяснилось на юбилейном концерте, отличный шоумен: благодаря театрализации со спецэффектами шоу на ВТБ-Арене запомнится надолго, и в постановочном аспекте, возможно, станет эталоном для грядущих концертов российских рок-групп. Житняков не ленился менять костюм почти каждую композицию.  В «Проклятье морей» Михаил — удалой корсар на фоне разверзшейся на стене морской пучины; для «Колизея» он подобрал себе образ римского гладиатора; во время исполнения «Антихриста» вокалист позволил распять себя на огромном кресте, который повис над залом во мраке, прерываемом лишь кроваво-красными полосами света. Постановка «Штиля» тоже была высоте: взвилась вверх деревянная площадка-корабль со штурвалом, за которым стоял солист.

Когда вслед за бутафорским кораблем уплывает в море алчности свободолюбивая миссия коллектива, то новой, не настолько благородной цели остается только прикрыться антуражем, который когда-то создавала рок-группа. Это считывается, и это выглядит жалко. Дело не в том, что творческая энергия «Арии» иссякла. Нет. Просто это больше не «Ария», — это раскрученный бренд, под эгидой которого создают себе славу рок-музыканты. Кстати, не потому ли на этом грандиозном шоу старожил Владимир Холстинин так беспробудно скучал в костюмах варягов и демонов?