«Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини — одна из лучших опер мирового репертуара. Уже более ста лет (премьера состоялась в 1904 году) она не сходит со многих сцен не только за рубежом, но и в России. Создание партитуры пришлось на период, когда творцов тянуло к экзотике. Всем хотелось создать что-то новое и необычное. Идея композитора обратиться к культуре дальнего востока идеально отвечала духу времени.
Творчество Пуччини того периода относится к особенному стилю итальянского искусства, который называется веризм. Его главными идеями были отображение повседневного быта и обращение к тёмным сторонам жизни общества. «Мадам Баттерфляй» — одна из эталонных опер этого направления, но уже в ней Пуччини постепенно отходит от норм веризма.
Действие оперы происходит в Стране восходящего солнца, однако постоянной отсылки к ориентальным мотивам в музыке не слышно. Как оказалось, в партитуре всё-таки используется несколько японских мелодий. Но в большей степени композитор делает акцент на создании правдоподобной драмы, и поэтому не внедряет в произведение большое количество национальных мелодий. Зато либретто насквозь пропитано духом страны.
Как мне кажется, не всем может быть понятно начало сюжета оперы: молодая японка вдруг выходит замуж за первого встречного иностранного лейтенанта, и он становится любовью всей её жизни. Почему они так быстро заключили брак? Я тоже сначала не совсем разобралась, что к чему, но, углубившись в особенности японской культуры второй половины XIX века, мне открылись некоторые особенности жизни того времени. Оказывается, тогда в Японии временные браки иностранцев с местными девушками были распространённым явлением. За определённую сумму мужчины покупали себе жён на период пребывания в стране. Они жили вместе от нескольких месяцев до нескольких лет и могли расторгнуть брачный договор в любой момент. Конечно, для современного человека такой уклад жизни кажется неприемлемым, но в то время это был один из способов заработка для бедных людей.
Я уже упомянула, что «Мадам Баттерфляй» очень любима в России. Думаю, она ставилась почти на всех театральных площадках страны. Исполняют её разнообразные составы — это и труппы именитых театров, и студенческие коллективы, и даже экспериментальные оперные учреждения, которые используют необычные декорации, изменяя время происходящих действий. Взять, к примеру, постановку театра «Новая опера» 2018 года в режиссуре Дениса Азарова. Вместо конца XIX века, как прописано в оригинале, действие переносится в послевоенное время, когда на Нагасаки уже была сброшена атомная бомба. Главные герои встречаются уже не в домике на берегу портового городка, а в бомбоубежище.
Примечательно и то, что опера была неоднократно экранизирована. Самый ранний фильм был сделан в 1932 году в США (режиссёр Мэрион Геринг). Самая же новая запись была сделана в 2019 году, причём также в Штатах. Не подумайте, что фильмы по произведению Пуччини снимались только там. На этот сюжет сняты киноленты в Германии, Италии и Австрии. Конечно, такие телеоперы подверженны большому количеству купюр. Длительность фильмов, по сравнению с оперой, значительно сокращена: вместо 2 часов 30 минут киноленты длятся около полутора часов. Как по мне, экранизация оперы — очень хороший вариант для популяризации музыкального и оперного искусства. Люди могут целыми семьями устраивать киносеансы: знакомиться с новыми спектаклями или пересматривать уже полюбившиеся картины.
Сейчас азиатская тематика вновь набирает популярность — культура восточных стран притягивает своей любовью к традициям. Будет придумана ещё не одна режиссёрская версия постановки, снят не один фильм, но это произведение останется незыблемым примером искусства XIX века для всех времён, и внимание зрителей к нему с годами только возрастёт.