
С чего начать погружение в современную академическую музыку? И можно ли вообще научиться ее понимать? Именно такие вопросы задавала я себе, когда случайно оказалась на премьере Скрипичного концерта Владимира Горлинского. На моих глазах кто-то уходил из зала прямо во время исполнения, кто-то шептался с соседом, упрямо тыча пальцем в программку. А я понимала, что не могу оторваться от разворачивающегося на сцене перформанса. Осознав, что мне нравится ритмичный скрежет, вокал через рупор и пронзительное звучание скрипок, я захотела большего — разобраться в этой музыке.
За советом я обратилась к кураторам фестиваля современной музыки Gnesin Week — Татьяне Яковлевой и Ирине Севастьяновой и собрала небольшой гайд для начинающих.
Шаг первый: просто начни слушать
«Проблема современной музыки в том, что ее не слушают, от этого и не понимают», — Татьяна Яковлева.
Не стоит создавать пропасть между «нормальной» классической музыкой и современной. Так же как люди слушают хард-рок, поп-музыку, здесь тоже можно выбрать то, что близко именно тебе. Например, если ищешь музыку более драйвовую, насыщенную событиями, то, возможно, подойдет электроакустика. Если же хочется чего-то меланхоличного, спокойного, то будет проще начать с минимализма.
В Москве есть много площадок, на которых можно услышать интересные программы. Например, Концертный зал Чайковского с абонементом «Musica sacra nova». Это проект Фонда Николая Каретникова и Московской филармонии, посвященный русским композиторам-авангардистам XX века и теме религии в их творчестве.
Шаг второй: познакомься с композитором
«Мне известен только один способ реального погружения в новую музыку — через общение с людьми», — Ирина Севастьянова.
У современной музыки есть особенность — с ее создателями можно поговорить, узнать их лично. Найди возможность посетить концерт, сходить на лекцию и импровизацию, подпишись на телеграм-канал или посмотри видеоразбор произведения самим композитором.
Моим открытием стал телеграм-канал Владимира Горлинского. Он публикует релизы сочинений, анонсы мероприятий и не только. Здесь можно наблюдать за процессом творчества и источниками вдохновения композитора.
Ссылка на его канал: https://t.me/vologorlinsky
Шаг третий: не бойся нового
«Позиция “я не понимаю” — хорошая, она дает тебе возможность поразгадывать, найти ключ к любому стилю», — Татьяна Яковлева.
В России существуют нестандартные обучающие музыкальные программы. Например, Академия молодых композиторов в городе Чайковский, которая проводится уже 15-й раз. Эта лаборатория собирает авторов музыкальных произведений, музыковедов, звукоинженеров и музыкальных продюсеров для обучения и обмена опытом между молодыми композиторами, педагогами и профессионалами в области современной музыки. Здесь участники работают над созданием новых произведений, участвуют в мастер-классах и тематических сессиях.
В этом мини-гайде нет единого универсального плана действий, ведь у каждого свои предпочтения и уникальный путь. Как сказала Ирина Севастьянова: «Не существует одного произведения/композитора/текста, без которого невозможно было бы стать “тем самым” человеком. Если вы прочли/прослушали/посмотрели что-то определенное — это еще не значит, что вы знаете/понимаете предмет и контекст вокруг него».
Фото — Денис Рылов
