Вопрос «Что такое современная музыка?» витает в воздухе ровно столько, сколько существует это искусство. В наше время, в силу разных техник, приемов, новых акустических возможностей, еще интереснее наблюдать, как понимается определение «современная» музыкантами и слушателями и кто стоит за созданием новых сочинений.

Поколения сменяются, и постепенно на первый план выходят молодые композиторы. Именно они в скором времени станут двигателями отечественной культуры, а позже – будут передавать свои знания и навыки другим. В период творческого становления особенно важно быть услышанным, получить наставления от состоявшихся мастеров, выстроить путь профессионального развития. В этом заключается главная цель Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура».

За три года конкурс стал значимым событием в музыкальном мире. Его масштаб можно оценить по разным критериям. Номинаций – восемь, и они охватывают все музыкальные жанры: от киномузыки и оперетты до симфонической и хоровой музыки. Члены жюри – выдающиеся деятели искусств: композиторы, дирижеры, исполнители, музыковеды, продюсеры, директора музыкальных театров. Партнеры – Российское музыкальное общество, Союз композиторов России и многие другие культурные институции, кроме того, конкурс поддерживают Президентский фонд культурных инициатив, Министерство культуры России, Фонд инновационного развития культуры, образования и науки. Возможности для победителей тоже большие – денежный приз и размещение партитуры сочинения на медиаплатформе «Орфей». 

Размах конкурса в этом году огромный: участниками было подано 1094 заявки – на 200 больше, чем в прошлом году. Из них только 40 работ смогут побороться за победу.

Важная традиция «Партитуры» – проведение открытых прослушиваний лауреатов в Большом зале Московской консерватории. На них может прийти любой желающий, а онлайн-трансляция концерта доступна сразу на нескольких медиаресурсах. Концерт проходит в формате читок, что позволяет сходу выявить «неиграбельные» места в авторских партитурах.

Во второй день прозвучали симфонические сочинения малой и крупной форм. 

Симфоническая музыка – один из сложнейших жанров искусства. Большое количество инструментов оркестра, особенности звучания каждого, фактура, с одной стороны, дают огромные возможности для творчества, а с другой – требуют большой оснащенности, предварительной подготовки. Именно поэтому сочинение для симфонического оркестра считается показателем уровня композиторского мастерства. Концерт финалистов продемонстрировал высокие профессиональные качества участников и представил палитру тем, которые волнуют молодое поколение.

Дарья Славникова нашла свое вдохновение в литературе. Она создала четырехчастную симфонию с органом «Osarsymphony» по роману Томаса Манна «Иосиф и его братья». Каждая из частей имеет название – «Колодец Иакова», «Плач Иосифа», «Osarcifugue» и «Разноцветные одежды» – и по-своему выражает библейский сюжет.

Георгий Полищук и Софья Круглова сфокусировались на внутреннем мире человека и его переживаниях. В сочинении «Из тени» Георгий Полищук отразил тему сложности поиска правильного пути. Возвращение к одной и той же музыкальной теме создавало ощущение нахождения в лабиринте и попытки выбраться из него. Большой эмоциональный отклик у публики вызвало произведение Софьи Кругловой «Проща(е)ние». На протяжении всего сочинения два образа – лирический вальс и сменивший его суровый марш – искали способы “примирения”. К сожалению, по задумке автора, расстаться на доброй ноте и забыть прошлое оказалось невозможно.

Несколько сочинений были написаны на сказочную тематику – «Сказочная увертюра» Константина Борисова и «Однажды в сказке» Александра Швецова. Эпическая протяжность, характерность образов, моменты битвы со злыми силами и победа добра – все это очень легко считывалось в музыке. 

Динис Курбанов и Артем Цёсь создали произведения, посвященные историческим событиям и памятным датам. «Из глубин памяти» Диниса Курбанова напомнило о трагедии в Хатыни во времена Великой Отечественной войны. Его же «Вальс-трезвон» – музыкальное поздравление Модеста Мусоргского, 185-летие которого отмечается в этом году. А Артём Цёсь написал симфоническую картину «Суздальские соборы», запечатлев в музыке 1000-летнюю историю одного из самых красивых русских городов.

Тезис о том, что искусство должно отражать свое время, был высказан Антоном Кузьминым. Симфония «Посвящение Донбассу» передала все сложные события сегодняшнего дня. Актуальность выбранной темы и способы ее музыкального воплощения вызвали ассоциации с Ленинградской симфонией Дмитрия Шостаковича и оставили огромное впечатление в зале.

Восхищение красочным колоритом Испании проявилось в «Испанских танцах» Вадима Цагарейшвили. Продолжая традиции увертюр Михаила Глинки и Николая Римского-Корсакова, композитор в очередной раз убедил в красоте музыкального фольклора Пиренейского полуострова. Ярким эпизодом сочинения было использование гитары – самого известного испанского инструмента, тембр которого практически невозможно встретить в симфоническом оркестре.

Одночастная симфония «In red» Артема Ромоданова напоминала мозаику из разных настроений и образов:  лирических, танцевальных, жанровых. Однако такое разнообразие сказалось на общей концепции сочинения, которое показалось не слишком целостным.

Музыкальное оформление выбранных композиторами вечных сюжетов оказалось тоже очень демократичным: авторы решили не изобретать велосипед, а использовать уже устоявшиеся музыкальные формулы, привычный для слушателей музыкальный язык. И это, безусловно, понравилось публике: новая музыка не вызвала отторжения или непонимания, как это иногда бывает с произведениями, использующими композиторские техники ХХ-ХХI века. 

Единственное сочинение, которое выделялось по звучанию среди номинантов, — симфоническая картина «О чем поет ветер?» Лилии Исхаковой. Диссонирующие созвучия, разложенные на разные группы инструментов, звучали монументально, но не раздражали слух. Сонорику и другие новые музыкальные приемы композитор соединила с национальными элементами татарской музыки. Пентатоническая попевка сначала фрагментами, а потом и целиком вплелась в оркестровые столпы, не потеряв при этом своей уникальности.

Большую поддержку участникам оказал Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением народного артиста Кабардино-Балкарской республики Михаила Голикова, который работал с большим вниманием к каждой работе и желанием постичь замысел каждого автора.

Какими бы ни были результаты конкурса, все участники проделали огромную кропотливую работу над созданием своих произведений. Их партитуры обязательно зазвучат на лучших концертных площадках мира, и «Партитура» – лишь первый этап.

Фото — Илья Колчков