Финальный день научного форума «Музыкальная композиция: исторические метаморфозы» получился особенно ярким. Слушатели смогли проникнуть в самое сердце создания музыки, ведь ключевым точкам этого процесса были посвящены доклады нескольких секций. Узнать творческий замысел автора, найти несовпадения во взглядах музыковедов и разъяснениях композиторов, усомниться в общепринятой дате написания гимна и услышать новый смысл в давно известном произведении – вот лишь некоторые темы этого дня.

Вопросам реализации композиторского замысла была посвящена значительная часть докладов утренних заседаний. Так, в сообщении, посвящённом месту второй редакции «Псковитянки» в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М. В. Скуратовская рассказала о недооценённости этого нотного текста в музыкальной истории. «В данном исследовании мы впервые обобщаем все сохранившиеся рукописи этой версии оперы и соотносим её с оценками авторов и современников», – отметила Скуратовская. Она показала зрителям сводную таблицу, в которой восполнила все пропущенные фрагменты трёх редакций оперы и наглядно объяснила их различия.

М. В. Скуратовская

Особый ракурс реализации творческого замысла и работы композиторов по модели раскрыла в своём сообщении Е. В. Ровенко. Исследователь сделала акцент на «взаимоотношениях» архитектуры и музыки, которые для многих ассоциируются с известными высказываниями Шеллинга и Гёте о том, что архитектура – это застывшая, онемевшая музыка. Для французского композитора Венсана д`Энди, теоретическим изысканиям которого был посвящен доклад Ровенко, музыка – это ожившая архитектура. По мнению д’Энди, именно архитектура способна предложить формообразующие модели для иных искусств. Д’Энди считал устройство готического собора эйдосом музыкальной композиции, а «циклическую сонату» (совершенную музыкальную форму) именовал «звучащим собором».

Особая тема для композиторов – работа на «заказ». Её на конференции с разных точек зрения раскрыли несколько исследователей. В частности, Л. Н. Березовчук преподнесла этот вид творчества как непременное условие работы кинокомпозитора, а О. Г. Дигонская представила наследие Шостаковича через призму контрастного сопоставления свободной воли и вынужденного задания. 

О. Г. Дигонская

Как может повлиять на замысел автора другой композитор, объяснила Д. А. Нагина. Доклад Даны Александровны был посвящён разбору произведений Гайдна и Моцарта, которые возникли в ситуации своеобразного творческого состязания. В это соревнование двух гениев вовлёк французский композитор И. Плейель: внушив им чувство соперничества, он способствовал появлению новых произведений мастеров.

Д. А. Нагина

Несколько исследователей из Московской консерватории обратились к наследию П.И. Чайковского: Н. Ю. Плотникова рассказала о некоторых этапах работы маэстро над «Всенощным бдением» и продемонстрировала рукописные наброски композитора, а Г.В. Григорьева представила другой уникальный материал – рукописные фрагменты из книги В. А. Цуккермана, посвященной выразительным средствам лирики композитора. На вечернем заседании этой же секции речь зашла об однофамильце маэстро – современном композиторе Александре Чайковском. И. В. Новичкова рассказала о реализации замыслов Александра Владимировича в музыкальном театре. Ирина Владимировна сконцентрировалась на трёх произведениях разных периодов творчества, в которых ярко ощущаются разные грани интонационной выразительности. В качестве одного из примеров докладчица выбрала оперу «Ермак», написанную для Красноярского театра оперы и балета в 2019 году, вновь затронув не раз звучавшую в этот день тему «сочинения на заказ».

Параллельно в конференц-зале дома Шуваловой проходили выступления  секции «Теория и практика музыкальной композиции в исторической эволюции». В этот день исследователи рассказывали о музыке XV–XIX веков. Каждый доклад добавлял новые краски в палитру знаний о музыкальном искусстве того времени: были сообщения, посвящённые конкретным элементам композиции, были и такие, которые объединяли в себе несколько эпох. В частности, Н.В. Пилипенко в своем докладе рассмотрела особенности формообразования арий композитора Иоганна Симона Майра, чье творчество стало иллюстрацией композиционных решений в арии рубежа XVIII-XIX веков. В этой же секции с докладом выступила председатель оргкомитета форума И.П. Сусидко: она рассказала зрителям о теории «пяти форм рондо» А.Б. Маркса.

И.П. Сусидко

Многообразие тем, представленных в заключительный день конференции, уступало, наверно, только разнообразию участников. С докладами выступили студенты, аспиранты, работники научных институтов и консерваторий из разных городов России, исследователи из Великобритании, США, Италии. Множество интереснейших идей, гипотез, выводов, мнений прозвучали мощным финальным аккордом этого научного форума.


Фото: Дарья Кинякина