30 марта в Малом зале РАМ им. Гнесиных состоялся мастер-класс заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного деятеля искусств Киргизии, профессора Веры Борисовны Носиной. Мероприятие прошло в рамках I Московского международного конкурса пианистов имени Гнесиных, в нем участвовали его лауреаты.
Выдающийся педагог, автор статей и литературы по искусству пианизма, Вера Борисовна вот уже пятьдесят семь лет передает в Академии своим ученикам те уникальные знания, умения и навыки, которые она в свое время получила от Александра Йохелеса.
На мастер-классе выступили очень сильные ребята — все трое получили высокую оценку от профессора. Потому основные замечания Носиной касались некоторых деталей, нюансов исполнения.
Вера Борисовна ни на кого не давила и вообще была очень доброжелательна с участниками, общалась с ними на равных.
Лауреат III степени первой возрастной категории, студент МГКМИ им. Ф. Шопена Тимофей Утегенов представил свою интерпретацию I части Седьмой сонаты Людвига ван Бетховена.
Носина отметила, что ей особенно понравилась реприза, а «начало было несколько суматошным». Вера Борисовна сказала, что в отличие от сонат Моцарта и Гайдна, сонаты Бетховена очень симфоничны, и эту специфику также надо учитывать и чувствовать во время исполнения.
Также она напомнила про важность subito у Бетховена — необходимо делать резкие контрасты, показывать смену состояний. Носина обратила внимание и на штрих стаккато: «Он не должен быть вялым, уставшим. Ноты стаккато надо играть четко, зубасто».
Отдельные моменты, которые показались не очень прослушанными студентом, Носина просила повторить, она также много показывала сама.
Следующий участник, Николай Козырев, лауреат II степени первой возрастной категории, студент Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, показал на мастер-классе баховскую Токкату ре мажор.
Специалист по музыке Иоганна Себастьяна Баха, Вера Борисовна была искренне восхищена выбором этого редко звучащего произведения и отметила, что очень смело со стороны студента брать такую вещь. Более чем она была удовлетворена и интерпретацией, назвав ее очень уверенной и взрослой.
Конечно же, Носина не могла не поднять тематику смыслового значения тональностей в произведениях Баха — она, как исследователь его творчества, посвятила этому вопросу не одну статью. Ре мажор— «тональность праздника, какого-то замечательного события».
Насчет фуги она сказала, что в ней важно продумать строение частей. Также была отмечена театральность этого произведения и вообще, в целом, музыки композитора. «Баху была близка сфера театра, ведь театр — это всегда диалог, как и музыка. Музыка — это прочувствованная речь», — такими словами Вера Борисовна окончила урок с Николаем, выступлением которого осталась очень довольна.
Мастер-класс завершился занятием с участницей второго тура конкурса, студентка РАМ им. Гнесиных Гаухар Елюбаевой. В качестве произведения для разбора Гаухар выбрала Фа-мажорный ноктюрн Фредерика Шопена. Вера Борисовна отметила очень хорошее туше пианистки, а саму интерпретацию она охарактеризовала, как «очень трогательную».
Дальше она объяснила девушке, что здесь нужно четче показать различие эмоциональных состояний через главную тему. Если первое ее проведение в начале «полно любви, счастья», то в репризе она — «воспоминание о счастье», ее нужно играть уже очень тихо, певуче и спокойно. Тогда как в самом начале можно показать ее более плотным звуком.
Носина отметила, что очень важно, чтобы пальцы целиком погружались в клавишу — тогда будет хорошо слышно мелодию.
Были высказаны замечания по поводу середины ноктюрна, в котором тема в левой руке не очень внятно выигрывалась — Носина попросила Гаухар дополнительно потом над этим поработать, чтобы все получалось в необходимом темпе, и мелодия была ясно слышна.
Девушка также сыграла «Сказку эльфов» Николая Метнера — это исполнение Носиной очень понравилось, она отметила, что «интерпретация очень красивая и увлекательная». Единственное замечание таково: сделать некоторые эпизоды чуть более яркими, сыграть их рельефнее и богаче по краскам.