Центр оперного пения Галины Вишневской представил новую постановку «Евгения Онегина» Петра Чайковского. Спектакль Андриса Лиепы сменила версия другого всемирно известного танцовщика — Владимира Васильева. 

Кому, как не студентам петь «Онегина»? Ведь премьера этой оперы в 1879 году состоялась именно благодаря их силам — учащиеся Московской консерватории первыми спели будущий шедевр. 

Определение «Лирические сцены», коим наградил сочинение автор, четко указывает не только на характер музыки, но и на общий колорит постановки. В Центре Вишневской — крошечная сцена, поэтому камерная обстановка опере здесь обеспечена. А «Евгений Онегин» — прекрасный материал для молодёжи, им сам Бог велел воплощать образы их оперных сверстников. 

Спектакль Владимира Васильева прекрасен в своей традиционности. Здесь точь-в-точь по либретто и варенье варят, и Татьяна в малиновом берете (в кои-то веки за последние лет пятнадцать на московской сцене), да и к самой музыке подошли бережно. Не стали обрезать хоровой номер в 1 акте (сейчас принято оставлять только первый номер — протяжную ) — «Уж как по мосту-мосточку» звучит, а крестьяне с упоением водят хороводы. 

Любопытно оформление (художник Юрий Купер). Оно представлено видеопроекциями. В самом начале спектакля во время звучания интродукции мы видим томик книги Александра Сергеевича, благодаря современным технологиям оживающий на наших глазах. Он раскрывается и, соответственно, все последующие изображения во время спектакля — не что иное, как страницы книги. Медиадекорации Купер сделал в эстетике старинных чёрно-белых гравюр. Но эта строгость не исключает красоты: перед глазами в течение постановки пронесутся старинная усадьба, изысканная комната Татьяны, запущенный сад с ротондой (вот эта картинка выглядела наиболее изящно и стильно), бальные залы Санкт-Петербурга и его провинции, зимний пейзаж с мельницей.  

Жаль, что музыкальная картина не внушила такого же доверия, как постановочная часть. Больше всего претензий к оркестру под управлением штатного дирижёра Ярослава Ткаленко. Звучание коллектива расползалось вкривь и вкось. Не только фальшь, но и его, порой, полная отстраненность от вокалистов портили «Лирические сцены» Петра Ильича и заставляли недоуменно пожимать плечами. 

Не всегда точен был хор, но тут есть одна важная деталь: он состоит из солистов театра, поэтому слитности звучания добиться трудно.

С вокальной точки зрения наиболее удачны работы Георгия Синаревского (Онегин) и солистки Новой Оперы Полины Паниной (Ольга). Первый — обладатель красивейшего по наполненности и удивительно ровно звучащего баритона. Однако артист был также убедителен и актерски. Пускай его Онегин слишком манерен и галантен, зато на него не скучно смотреть. 

Полина Панина порадовала не только тонким медовым тембром, легкостью звуковедения и аккуратными, не вылезающими (а я настою на своем варианте) низами, но и эротично-соблазнительным образом юной нимфы, пленяющей воображение каждого, кто ее видел. Это тоже несомненно добавило свежести в хрестоматийную оперу. 

Евгения Бумбу (Татьяна), Георгий Синаревский (Онегин)

Средней по всем параметрам вышла Татьяна у Евгении Бумбу — пока что это ученическая работа, но никак не подлинное художественное высказывание. У девушки симпатичный тембр, но пока не хватает сноровки окрасить его индивидуальными красками. Вокалистка раскрылась лишь в финальной сцене, где нужен более плотный звук, чем в предыдущих сценах. И это стандартная ситуация  — обычно певицы, исполняющие Татьяну, хороши либо в лирике (первые три картины), либо как раз в последней сцене, требующей драматического звучания. Дебютант Рустам Бурибоев (Ленский) по своему тембру пока что тянет на характерные роли, а не на главные, поэтому во многих эпизодах чувствовалось напряжение и некий дискомфорт. А южный акцент артиста временами был сильно слышен и мешал воспринимать слова… 

Не хватило блеска самому опытному из всех артистов — Кириллу Логинову в роли Гремина. Хотелось бы более равномерного распределения звука и больше опоры, зато с внешностью у молодого человека все отлично. И статен, и ростом высок — с образом проблем не возникло.

Отменно были исполнены партии второстепенных героев. Прекрасна Мария Чайковская (Ларина) — отрадно слышать льющийся, тёплый, а не источенный возрастом голос в этой роли (обычно эту моржовую роль поют артистки, находящиеся в вокальном “возрасте”). Красивым, бархатным звуком и очень аккуратно, с вниманием к каждой ноте исполнила Филиппьевну Наталья Толстик. Вишенка на торте — выступление Тараса Бабия (Трике) — его куплеты стали не дежурным номером оперы, а маленьким шедевром за счёт ярчайшей игры и выразительности интонации. 

Фото: Александр Гайдук