13 марта в РАМ имени Гнесиных продолжились чтения докладов в рамках Vl Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность».
В среду продолжила работу секция «Отечественная и западноевропейская опера 19 века». Больший удельный вес, правда, занимала именно зарубежная музыка. Русская опера была представлена полностью только в докладе Юрия Вячеславовича Васильева «П. И. Чайковский и Е. А. Лавровская: к истокам замысла оперы “Евгений Онегин”».
Открылось заседание выступлением Сергея Владимировича Сакова, посвященным инструментальной сценической музыке в оперном театре. Докладчик представил обзор теоретических трудов об оркестровке Г. Берлиоза, Э. Гиро, Н. А. Римского-Корсакова, Б. Анисимова и др., а также рассказал о дополнительных инструментах, находящихся во время исполнения сценического произведения вне оркестровой ямы — например, на сцене, за декорациями или кулисами. Их разнообразное взаимодействие с основной группой оркестра открывает новые возможности для реализации композиторских замыслов.
В двух следующих выступлениях подверглось рассмотрению оперное творчество Верди. Первое из них — студентки РАМ имени Гнесиных Ирины Стародубцевой (научный руководитель Ирина Петровна Сусидко). В своём докладе она сопоставила по нескольким параметрам оперу «Ломбардцы в первом крестовом походе» с избранным Верди для парижского дебюта «Иерусалимом», как минимум наполовину основанным на музыкальном материале первого произведения.
Очень оживленный отклик аудитории вызвал доклад независимого исследователя из Санкт-Петербурга Андрея Георгиевича Филоновича (научный руководитель Анна Леонидовна Порфирьева), посвященный функции жанров в опере на примере первых актов вердиевских «Макбета», «Бала-маскарада» и «Дон Карлоса».
Ещё два доклада, объединенных одним композитором (в данном случае — Вагнером), — были представлены заведующей сектором музыки Российского института истории искусств Анной Леонидовной Порфирьевой и аспирантом РАМ имени Гнесиных Алексеем Андреевичем Власовым (научный руководитель Натэла Исидоровна Енукидзе). В центре внимания последнего оказалась пародия «Лоэнгрин» австрийского драматурга и комедиографа Иоганна Непомука Нестроя (на музыку Карла Биндера). Пародировались, правда, вовсе не сюжет и не музыка, а эстетические принципы композитора.
Доцент кафедры теории музыки РАМ имени Гнесиных Ирина Сергеевна Захарбекова обрисовала грани личности Жоржа Бизе. Его деятельность не ограничивалась сочинением музыки — за свою жизнь он опубликовал в несколько раз меньше своей музыки (хотя и она исчисляется как минимум 1500-ми страниц нотного текста), чем той, к которой прикоснулся в качестве транскриптора, корректора или аранжировщика.
Ярко выделялся доклад представительницы Нижегородской консерватории Юлии Петровны Медведевой об одноактной опере К. Сен-Санса «Жёлтая принцесса» — её считают первым произведением «музыкального японизма». Однако, ввиду отсутствия на тот момент в Европе достоверной информации о культуре Японии, материал оперы скорее синтезирует в себе «китайское» и «обще-восточное», подкреплённое соответствующими музыкальными средствами выразильности. Так, Япония здесь предстает скорее как «некая не-Европа».
Мария Гордиевская
Политика и декорации
Восьмая секция — одна из двух, прошедших в Гостиной Дома Шуваловой, — затрагивала достаточно широкий круг тем: это оперы «Пассажирка» Вайнберга и «Разрыв-трава» Гославского-Шефера, музыкальный театр Де Фальи, а также история одного цикла музыкального вещания Всесоюзного радио. Подробнее хочется выделить выступления, которые затрагивали некоторые моменты политической истории нашей страны.
Петр Николаевич Гордеев, доктор исторических наук, старший научный сотрудник кафедры русской истории (XIX–XXI вв.) РГПУ им. А. И. Герцена прочитал интересный доклад: «Опера и революция: Большой театр на рубеже 1917–1918 гг.». Он рассказал о разгроме Большого театра в революционное время, о большевистской власти, а также о работе Леонида Собинова и деятельности самого театра.
Анастасия Валерьевна Ким, аспирант кафедры истории русской музыки в МГК им. П. И. Чайковского, рассказала о деятельности «Комиссии по созданию советской оперы в ГАТОБе 1920–1930-х годов». Была проанализирована деятельность этой организации, обладавшей довольно широкими полномочиями (от утверждения либретто до участия в самой постановке), представлены и охарактеризованы позиции ее членов о том, какой обязана быть музыка советской оперы и какой сюжет должен браться за основу произведения.
Жизнь Большого театра в послевоенное время была рассмотрена в докладе «Опера между войной и миром: организационная экономика Большого театра в 1945–1948 гг.» Александра Игоревича Головлева, кандидата исторических наук, доцента факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
В девятой секции приняли участия три докладчика.
Наталья Юрьевна Вавилина, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора классического искусства Запада ГИИ выступила с докладом о сценическом освещении в интермедиях к «Паломнице» Джироламо Баргальи (1589). Она рассказала про уникальные костюмы, которые были сделаны из светоотражающих тканей (атлас, шелк), и их значении в постановке, о способах освещения сцены, которые создавали реалистичное восприятие декораций, а также о запахах, которые применялись в качестве ароматерапии.
Следующее выступление было посвящено значению терминов selete (молчание) и pause (пауза) в брюссельских постановках «Семи Радостей Марии» (XVI век). Своими мыслями по этому поводу поделилась Ирина Васильевна Климова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора классического искусства Запада ГИИ. Автор доклада рассказала о семи пьесах, каждая из которых посвящена эпизоду из жизни Божией Матери, где selete и pause могли трактоваться совсем по-разному. Например, пауза могла относиться не только к исполнению музыкального произведения, но и смене места действия. Ирина Васильевна приходит к выводу, что selete и pause очень разносторонни. Они связаны как со сценическим оформлением, так и с содержанием театрального действия.
В завершении утреннего заседания свою работу представила Анна Сергеевна Корндорф, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора искусства Нового и Новейшего времени ГИИ и старший научный сотрудник по гранту СПБГУ. Она поведала слушателям о визуальном образе Древней Руси на оперной сцене начала XIX века, представила эскизы и зарисовки декораций к различным постановкам.
Мария Смирнова-Старобинец
Новая маска короля
Вечерний блок лекций открывал доктор искусствоведения и профессор Дмитрий Владимирович Трубочкин. Лектор признался, что ему очень приятно быть частью этой грандиозной конференции: «Большое спасибо за приглашение, мне очень приятно быть здесь. Когда я проходил по коридору и видел, как в наушниках репетировали на электронном пианино или как кто-то перед окном дирижировал, отвернувшись спиной ко всему миру, я был очень удивлён. Мне приятно и трепетно выступать в этом пространстве». Профессор представил тему о классической комедии, как театральной системе. Он предложил рассмотреть проблему в контексте нового времени. Особое внимание было уделено итальянской старинной комедии dell’arte.
Д. В. Трубочкин рассказал каково место маски в системе персонажей в разные исторические эпохи. Но главный вопрос: «Куда делись маски на время, когда закончилась античность и началась commedia dell’arte?» остался без ответа, так как сам лектор признался, что эта тема настолько масштабна, что нуждается в ещё более подробном изучении.
Вслед за выступлением Д. В. Трубочкина свой доклад представила доктор искусствоведения Булычёва Анна Валентиновна. Она рассказала об опере французского Барокко сквозь призму историзма, неоклассицизма и постмодернизма. Исполнение произведений эпохи Барокко вышло на новый уровень: публикуются новые нотные сборники композиторов того времени, ставят малоизвестные оперы эпохи, а в Версале воссоздали оркестр «24 скрипки короля». Анна Валентиновна объяснила эту «реабилитацию» Люлли, Рамо и их современников тем, что большая часть музыкантов и слушателей не воспринимают «современную» музыку. В конце лекции зал раздался бурными овациями и последовало множество вопросов, на которые А. В. Булычёва с удовольствием ответила.
Третий день научной конференции завершился закрытым показом оперы Перголези «Ливьетта и Траколло», которая была поставлена специально к конкурсу рецензий. Увидеть постановку можно будет в следующем сезоне Театра-студии имени Сперанского
Елизавета Сафронова