В четвертый день «оперного форума» прошло заседание Десятой секции, в которой, по словам куратора конференции Ирины Петровны Сусидко, непосредственно сплетаются театральное и музыкальное искусство. Она была озаглавлена как «Опера в руках режиссера». А режиссёрский театр, как известно, находит совершенно разный отклик как среди зрителей, так и среди критиков.

Уже первое выступление стало несколько провокативным. Студентка РАМ имени Гнесиных Владлена Почкаева (научный руководитель Дана Александровна Нагина) подвергла анализу критические отклики на постановки опер Римского-Корсакова режиссером Дмитрием Черняковым. 

Лингвист и кандидат искусствоведения Екатерина Александровна Артамонова представила исследование феномена фестивалей сарсуэлы в Испании. Их проведение преследует цель сохранения и популяризации национального жанра, а концепция, целевая аудитория и содержание фестивалей могут значительно отличаться — некоторые даже становятся площадкой для образовательных центров.

Сразу два доклада были посвящены репертуару оперной студии Казанской консерватории имени Жиганова, которая в 2023 году отметила свой 30-летний юбилей. Преподаватель вокального отделения консерватории Элиза Александровна Насырова представила обзор постановок оперетты в истории студии, а заведующая кафедрой музыкального театра Альфия Ибрагимовна Заппарова уделила внимание сценическим воплощениям произведений татарских композиторов.

Среди докладчиков были не только исследователи, но и действующие режиссеры. Так, Игорь Евгеньевич Бондаренко, режиссер Новосибирского театра оперы и балета, рассказал о собственном опыте постановки «Томаса и Салли» Т. Арна. Он обратил внимание на особый подход к барочной опере, требующий исторической осведомленности создателей спектакля.

В этой секции приняла участие и заведующая кафедрой оперной подготовки РАМ имени Гнесиных, режиссер Оперного театра-студии им. Сперанского Елена Викторовна Бабичева. Её выступление на тему «Музыкальный этюд в решении сценических задач актерской выразительности» дополнили яркие иллюстрации — видеофрагменты репетиций студии. 

Мария Гордиевская

Исполнители, их техника интерпретации и особенности вокала 

В гостиной дома Шуваловой прошла девятая секция под названием «певец в опере: вопросы исполнительской интерпретации».

Каждый из докладов лекторов утреннего заседания, которое вела Агишева Юлия Ивановна, освещал определённых личностей в истории оперного искусства.

Кравцова Анна Александровна, аспирант кафедры теории музыки Белорусской государственной академии музыки, выступающая первой, рассказала на примере концертной оперной постановки белорусского композитора Владимира Солгана «Пани Ядвига» о важнейших элементах интерпретации оперного текста, переложении партитуры (в данном случае для двух фортепиано) и о роли композитора в истории Белорусской государственной академии музыки. Лектор на видеопримере показала, как удалось перевести оперу в концертное исполнение, а также рассказала о своей роли в ней (партия фортепиано). Она отметила и недостатки: «Многие обращаются к этому жанру, но в театре нет практики постановки оперы действующих композиторов».

Рудякова Алла Николаевна, кандидат искусствоведения и преподаватель Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, дистанционно рассказала о Михаиле Ефимовиче Медведеве: о его биографии, исполнении опер, дружбе с Петром Ильичем Чайковским и любви поклонников. Особый упор она сделала на роль Германа в опере Чайковского «Пиковая дама», отметив, что именно она прошла красной нитью в жизни композитора.

Также был дан ответ на вопрос: «почему же М. Е. Медведев имел такой успех у критиков и публики?» Ответ — он обладал исключительным голосом, выразительностью фразировки и, что главное по мнению А. Н. Рудяковой, драматической одаренностью.

О Надежде Павловой, её интерпретации в режиссерских постановках и особенностях вокала рассказала студентка магистратуры МГГУ Анна Пешкова. На примере опер «Травиата», «Дон Жуан» и «Человеческий голос» она провела анализ исполнительской работы певицы, уделяя особое внимание проблемам артистического перевоплощения и исполнительской культуре.

Елена Леонидовна Корнелиссе-Сысоева в докладе рассказала о технике вокала бельканто, на своём примере показала правильную технику дыхания и пения «маской назад», в затылок, отметив также, что пение вперёд является ошибкой у нынешних оперных исполнителей. Под фортепиано она исполнила арии из «Турандот», «Дона Карлоса» и многих других сочинений, для примера других необычных техник пения. Отметила также, что вокальный режиссёр обязательно должен быть певцом (и что это невероятно сложно), а также рассказала об ошибках пианиста репетитора.

Во втором докладе Елены Леонидовны главной темой стало сохранение высокого искусства в опере. Зрители смогли узнать о разных степенях профессионализма, ложных и настоящих кумирах, и о том, что действительно нужно певцу для поддержания формы.

«Игорь Стравинский в диалоге с антиоперой 18 века: “Похождения повесы” и “Опера нищего”» — тема золотой лекции кандидата искусствоведения, заведующей кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Брагинской Наталии Александровны. Она рассказала о влиянии серии гравюр «Карьера мота» У. Хогарта на сочинение последней оперы Стравинского — «Похождения повесы», отметив, что это самое масштабное детище русского мастера. 

«Опера нищего» оказалась не менее важна для композитора. Среди произведений Моцарта и Генделя, веяние которых отразилось на последней опере Стравинского, была и эта работа Дж. Гэя. Наталия Александровна также отметила: «Оперу нищего» и «Похождения повесы», с учётом новейших изысканий в области истории театра, можно квалифицировать как ранний пример антиоперы.

Софья Косенко

Оперные открытия

Вечером в конференц-зале завершилась Вторая секция — «Отечественная и западноевропейская опера XIX века». В последнем ее разделе выступили четыре исследователя.

Кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской консерватории имени Л. Собинова Анжела Григорьевна Хачаянц представила доклад «Метаморфозы двоемирия в поздних операх Н. А. Римского-Корсакова». Она отметила, что художественная картина мира в операх этого композитора абсолютно едина на протяжении всей его творческой жизни. Двоемирие же показано на различных уровнях (к примеру, противопоставление диатоники-хроматики, мира темного и светлого и т.п.). Практически во всех произведениях автора фантастическое должно быть побеждено, а реальность восстановлена — самый яркий пример этому тезису, конечно, «Снегурочка». 

Неизученную, уникальную тему в своем выступлении затронула доктор искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства Московского института музыки имени А. Шнитке Елена Марковна Шабшаевич. Ее доклад был посвящен шницлеровским сюжетам в редчайших операх эпохи модерна Юрия Померанцева и Владимира Ребикова — «Покрывало Беатриче» и «Женщина с кинжалом». Как отметила специалист, подобных сочинений по пьесам Шницлера в оперной культуре больше нет. Оба произведения объединяет не только источник литературного сюжета, но и стиль — в них ощущается огромное влияние Вагнера, экспрессионизма Рихарда Штрауса, завоеваний веристов. Партии героев выдержаны в декламационном стиле; эпизодов в форме ариозо мало, или они вообще отсутствуют; мелодика часто диссонантна, а ведущую роль играет оркестр.

Очень интересен доклад кандидата искусствоведения, доцента кафедры истории музыки Петрозаводской консерватории имени А. Глазунова Любови Абрамовны Купец — «Почему Александр Глазунов не писал оперы»? Как оказалось, композитор пытался работать с этим жанром — например, однажды принялся за сочинение оперы по «Маскараду» Лермонтова, даже написал несколько номеров, но приостановил работу. Было и предложение от московского антрепренера Сергея Зимина написать оперу «Иван Царевич и Серый Волк», но Глазунов отказался, сославшись на занятость. Вместе с тем, симфонии Александра Константиновича, как заметила исследователь, абсолютно оперны и имеют музыкально-театральный характер. Вся эта информация точно обогатила палитру знаний всех присутствующих в зале о творчестве великого, но недооцененного русского творца.

Последнее выступление в секции — работа аспирантки кафедры истории музыки, документоведа методического отдела Новосибирской консерватории Елены Хонякиной. Она посвящена шедевру датской национальной оперы XIX столетия, сочинению Петера Хейзе «Король и Маршал». Это знаковое для Дании произведение, в стиле которого чувствуется приближение к национальным фольклорным образцам. Ярко ощущается здесь и средневековый колорит, который композитор стремился активно передать. 

Филипп Геллер

Балет, опера и балет «Опера»

12 секция шестой международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» вернула слушателей на год назад. Тогда в стенах академии  музыковеды, хореографы, специалисты по изобразительному искусству, режиссеры, менеджеры, критики и исполнители делились своими знаниями в области балета. Вот и докладчики Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова подняли тему взаимодействия двух сценических жанров — Оперы и балета.

Открыла заседание доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Пермского государственного института культуры Лариса Дмитриевна Пылаева с темой «Дивертисмент в клавесинных и камерно-ансамблевых сочинениях французского барокко». Рассматривалась история развития этого жанра, а также его отличия от сюиты на примерах из произведений Жана-Батиста Люлли, Жан-Франсуа Дандриё и др. В своём докладе Лариса Дмитриевна обозначила основные признаки дивертисмента — танцевальность, ритмическая характерность, программность, связь с театральными истоками, лёгкость содержания.

Продолжил тему разницы в жанров дуэт докторов искусствоведения — профессора Санкт-Петербургского государственного университета Иван Васильевич Розанов и Алексей Анатольевич Панов. Здесь речь шла о чаконе и пассакалии. Это схожие между собой жанры, которые нередко упоминаются, как «сестры» или вовсе употребляются, как синонимы. Тем не менее, докладчики приводят примеры из словарей и статей, где различия между чаконой и пассакалией четко видны. Например темп исполнения, характер. В заключение, Алексей Анатольевич отметил, что в настоящее время исполнителям этих жанров нужно следовать музыкальному вкусу того времени, о котором мы, к сожалению, не имеем «ни малейшего представления». 

Условный блок о великих танцовщиках прошлого открыл Данила Вадимович Любимов, с докладом об основных методах Михаила Фокина в работе над оперной партитурой. Великий хореограф очень бережно относился к оригинальному материалу. Фокин сохранял нотный текст, старался создать соответствие пластического образа музыкальному и делал подробные записи своих идей в самой партитуре, обозначая движения танцовщиков, жесты основных персонажей и общее расположение героев на сцене. Это, как отметил докладчик, чуть ли не уникальный случай записи идей хореографов на страницах нот. 

Не менее важен вклад знаменитой Айседоры Дункан, пластическое прочтение опер Глюка которой было освещено в докладе Придановой Елены Владимировны. А так как сохранились визуальные примеры наследия Айседоры, аудитория смогла полномасштабно рассмотреть неординарную точку зрения великой танцовщицы на произведения Глюка.

Следующие два докладчика — Анастасия Юрьевна Попова и Синельникова Ольга Владимировна выступали с похожими темами. Рассматривался балет Десятникова «Опера» и его отношение к опере-сериа генделевского образца. Основное внимание уделялось составу оркестра, разнице в исполнениях, а также соответствию традициям времени Генделя. И хоть формат был соблюден, всё-таки «Опера» достаточно современное произведение, о чем свидетельствует ее гармоничное наполнение.

Завершила секцию Столбова Полина Алексеевна, она представила доклад «Мастера закулисья: по материалам выставки “Первая позиция. Русский балет” (2023)». Были представлены фотографии с выставки, проведена небольшая экскурсия по художественному цеху, а также упомянуты составляющие театра, о которых зрители часто забывают: звук, свет и декорации. 

Анна Зуева

Фотографии 12-й секции предоставлены пресс-службой СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова